Интервью с Михаилом Пореченковым проходило в перерыве между съемками сцен из будущего 8-серийного фильма «Убить Сталина». «РН» уже рассказывала об этом проекте компании Star Media. В Рыбинске Михаил Пореченков появился в неожиданной роли немецкого диверсанта, заместителя руководителя отряда «Бранденбург-800» Адриана фон Фелькерзама, активного участника подготовки покушения на Иосифа Сталина.
Сильный, смелый, надежный, обаятельный… Эпитетов для описания Михаила Пореченкова можно подобрать множество. И каждый из них отразит лишь малую часть его многогранной натуры. То же самое можно сказать и о его карьере: телевизионный ведущий, актер театра и кино, герой реклам. В его послужном кинематографическом списке более 130 работ. Он играл спортсменов и оперов, каскадеров и военных, бандитов и физруков. Пореченков –
кандидат в мастера спорта по боксу, любитель охоты и ценитель оружия. Он приятен и прост в общении, и, как бы ни был занят, никогда не отказывает поклонникам в автографе или фотографии. Наверное поэтому этих самых поклонников у него очень много. Женщины тают от одного только его вида, мужчины уважают за твердость характера. По его же собственному признанию, он – настоящий мужик, для которого приоритетом в жизни являются дом, семья и работа.
— Михаил, почему вы согласились играть немца?
— Мы с Сережей Гинзбургом, режиссером, созвонились, я сказал ему: такого я играл, такого — тоже играл. Он спрашивает: «А страшного злодея-немца сыграешь?» Я удивился: где я, а где немцы. Стали придумывать какие-то вещи, в конце концов нашли историю отряда «Бранденбург-800». Заместитель командира отряда, Адриан фон Фелькерзам, родился в Петербурге. Семью в Россию пригласил, по всей видимости, еще Петр I. Дед его командовал крейсером во время Цусимской битвы. Поэтому здесь рассказывается история обрусевшего немца. Он занимался серьезной диверсионной деятельностью. Мы знаем, что было подготовлено два покушения на Сталина. Дальше уже фантазия сценаристов. Мы говорим, что такой человек существовал. А когда открыли фотографию, то он был похож на русского. Немцы ж не дураки были, они ж не могли белокурого блондина забросить в тыл, чтобы его сразу взяли. Они забрасывали человека, который говорит на русском прекрасно, который знает культуру, который знает, как вести себя в этом обществе и может смешаться с толпой. Нам показалось это интересным. Можно было сделать неплохую историю. Я согласился, и вот мы работаем.
У моего героя – своя философия. Он считает Россию своей страной. А действующую тогда власть – захватчиками. Он говорит: «Подождите, ребятки. Это не ваша страна! Мои деды строили эту страну. Это моя страна, а не ваша. Вы потом захватили, а мы хотим вернуть все обратно. Я Петербург свой помню. Я по этому городу по Мойке ходил, по Фонтанке. Я Пушкина наизусть знаю, лучше, чем вы. А вы кто такие?»
Он абсолютно за свой город. И я придумываю это все, я должент оправдывать своего героя, даже если он совсем плохой.
— У вас в фильме сильный соперник, капитан НКВД Иван Бережной, которого играет Александр Домогаров.
— Мой герой очень хитрый. Он все время действует и на шаг опережает доблестных бойцов Красной армии. Поэтому они параллельно идут. Все время хотят друг друга прихватить, но никак. Больно уж они хитры.
— Как вам работается со съемочной группой?
— Если ты не любишь и не дружишь со своей группой, то и группа не будет дружить с тобой. Только в состоянии взаимного уважения и приятного отношения друг к другу можно работать. Поэтому я придерживаюсь такого поведения, чтобы всем было комфорт-
но, и все тебя любили.
— Вы учились в Таллиннском военном училище, курсантское прошлое теперь помогает в работе?
— Не мешает. И я бы не сказал, что это прошлое. У меня в доме целый арсенал. Когда говорят про оружие и историю, я знаю, о чем идет речь и как с ним обращаться. Я знаю, с какой стороны подходить к лошади. Я до сих пор военный. Это, конечно, помогает. Форму носишь по-другому.
— Сегодня на съемочной площадке вы произносили диалоги на немецком. Вы этот язык в школе учили?
— Конечно, учил немецкий язык. И абсолютно его не знаю. Меня будут озвучивать потом, потому что нужно нормальное произношение, как мне кажется.
— Вы в детстве про войну книжки читали?
— И книжки, и кино, и в войнушку играл. Я был обычным советским мальчиком.
— И все-таки у зрителя олицетворяете такого отечественного супермена, Илью Муромца, богатыря. В 2008 году получили премию ФСБ за создание образов российских офицеров, и вдруг играете врага. Как такое возможно?
— Ну, во-первых, врага надо знать в лицо и понимать, что он может быть и таким, а не со злобным оскалом, как все думают. Предостерегаю: враг может оказаться рядом и как раз среди тех людей, которые мило улыбаются. Я шучу, конечно. Мне, как актеру, интересно сыграть образ другого человека. Я не могу все время находиться Ильей Муромцем или Алешей Поповичем. Дайте мне Бабу-Ягу сыграть. Мне интересно справиться с этой задачей, поработать над собой. Актер должен играть много разных ролей. А то я всю жизнь рекламировать майонез буду.
— Вы сами заговорили про майонез, поэтому не могу не спросить — вы по ночам едите?
— Нет, я так не ем. Все придумано, и никакого отношения к такой еде я не имею. Но при этом я не веду здоровый образ жизни. У меня не получается. Работа актера — это не здоровый образ жизни. Не будем вдаваться в подробности, но это не здоровый образ жизни. Однако по ночам не ем.
— Как вас на все хватает: передачи ведете, в театре играете, в фильмах снимаетесь?
— Не хватает. Мне бы еще пару часов в сутки. Отдыхаю урывками. Тут поспал 15 минут, там отдохнул. А по-другому никак. Мужчина же должен работать, не дома же ему сидеть.
— А что еще должен мужчина?
— У нас есть несколько обрядов, таинств в нашей православной церкви. Одно из них – это венчание. Почему таинство? Мы — люди православные — не знаем этого. Что делает муж? Самые главные слова, которые произносят на венчании: «Да убоится жена мужа своего». Не потому, что он ее будет бить или унижать, а потому, что он берет на себя обязанность быть в семье богом, а она – Девой Марией. Она должна помогать, любить его, и она не должна сомневаться, правильно ли он поступает.
— Можно подумать, что у нас все мужчины такие.
— Я ж не говорю, что все. К этому надо стремиться. Самая главная обязанность – дом, дети, работа. Все остальное за скобки выносим.
— Вашей дочери Варе приходилось играть с вами в фильме «День Д». Как сейчас обстоят дела с ее актерской карьерой?
— Сейчас она на время оставила актерскую карьеру. Это очень тяжелый хлеб, особенно для девочки. Если посмотреть на серьезных актрис, которые чего-то добились, то они все, как правило, одиночки. У них мужской характер. Они неуживчивые, жесткие. Ну, или у нее должен быть муж-режиссер. А их, режиссеров хороших, на всех не наберешь. Поэтому пускай дочь занимается языками. Она говорит на французском, на английском. Пожалуйста. Не надо лезть в тяжелое дело.
— Кто победит в финале фильма?
— Не буду раскрывать секрет. Могу сказать о своих ощущениях. Странное впечатление создается: всю жизнь нас учили любить неуловимых мстителей, а оказалось, что они уничтожили цвет нашей страны. Такие разоблачения пошли, что думаешь: а теперь верить-то в кого? Всегда хочется, чтобы наши победили. Осталось только понять, кто наши?