Ход создания «Стратегии-2025», а первые версии ее политик 18 апреля рассмотрит президиум стратегического совета, прокомментировал заместитель губернатора Ярославской области Андрей Епанешников. Он курирует три (из девяти) стратегические целевые команды (СЦК) – «Развитие среды жизнедеятельности», «Развитие инфраструктуры» и «Территориальное развитие», эксперты которых ищут технологии долгосрочного развития нашего региона.
– Андрей Васильевич, СЦК, которые вы курируете, работают над политиками в инфраструктурных отраслях. Как обстояли дела в прошлом году, то есть перед стартом создания новой программы социально-экономического развития?
– Прошедший год во многом был переломным, дал важнейшие ориентиры для разработки долгосрочной стратегии. Прежде всего, это ряд указов президента России, подписанных в мае, в том числе Указ президента РФ от 07.05.2012 №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным
и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», определивший целевые показатели и ключевые направления работы по улучшению среды жизнедеятельности. В нашей области за прошлый год введено 461,4 тысячи квадратных метров жилья, что на 11,8 процента больше, чем в 2011 году. Из этого числа 48 процентов – жилье эконом-класса. Минрегион РФ ставит нам задачу ввести в строй порядка 470 тысяч квадратных метров, но, учитывая потенциал региона, мы видим ориентиром 500–520 тысяч квадратных метров. Однако долгосрочные цели гораздо более амбициозны: выйти по итогам 2015 года на 700 тысяч «квадратов»,
а к 2018-му – на миллионный рубеж.
Расселение аварийного жилья также продолжится. Если в 2008–2012 годах удалось расселить 108 тысяч квадратных метров, то цель на ближайшие три года – 140 тысяч.
В регион поступит 1,52 миллиарда рублей от Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ, еще 3,2 миллиарда составят затраты консолидированного бюджета области.
Нельзя не отметить также прорывную роль 2012 года и в отрасли дорожного строительства. Воссоздание регионального дорожного фонда позволило направить на нужды дорожного хозяйства области порядка 4 миллиардов рублей, в текущем году сумма выросла на полмиллиарда. Все это в комплексе подготовило нас к новому этапу развития территории, технологии которого
и призвана определить «Стратегия-2025».
– Какие в первом приближении механизмы удешевления жилья могут предложить эксперты СЦК?
– Действительно, количество строящегося жилья – не самоцель. А стоимость жилья сейчас неоправданно завышена на 20–25 процентов по вине посредников. Поэтому мы приступили к актуализации схемы территориального планирования на долгосрочный период. Это напрямую связано с «Концепцией-2025», озвученной губернатором Сергеем Ястребовым на февральской сессии областной Думы. Будем уделять пристальное внимание развитию инженерной и дорожной инфраструктуры в проектах комплексного освоения территорий, поскольку затраты на ее строительство не должны отражаться на стоимости квадратного метра. Это тоже элемент нового территориального развития. Для застройщиков на федеральных землях будет применяться система «голландских аукционов», где торги ведутся не на повышение стоимости земельного участка, а на понижение цены продажи квадратного метра. То есть выигрывает застройщик, давший гарантии продажи по более низкой стоимости.
В числе других инструментов – стимулирование отрасли строительных материалов. Программа «Развитие предприятий промышленности строительных материалов
и индустриального домостроения в Ярославской области» на период до 2020 года недавно утверждена на заседании правительства. Она предполагает оказание помощи предприятиям–производителям стройматериалов. Кроме того, предполагается создание новых предприятий на базе технопарков. Общий объем финансирования программы составит 3,5 миллиарда рублей. Сейчас мощности региональных предприятий стройматериалов используются недостаточно, но системными мерами правительства ситуацию можно повернуть в конструктивное русло.
Внедряются новые ипотечные продукты, например, для работников сфер здравоохранения и образования, которые гарантируют компенсацию государством половины первоначального взноса и части ежемесячных платежей на весь период кредита. Будет строиться арендное жилье, пилотный проект уже реализуется в компании «Сатурн-Газовые турбины». Направление активно продвигает Минрегион. Подчеркну, что каждая из этих мер решает часть проблемы, но в комплексе они работают на балансирование спроса и предложения в сторону увеличения предложения доступного жилья и снижения его стоимости.
– На каких принципах работают СЦК?
И сможет ли стратегия учесть новые, возможно, внезапные факторы рисков, неопределенности, нестабильности?
– Эксперты в СЦК подобрались серьезные – есть представители научного сообщества, различных предприятий. Так, модератором СЦК «Развитие инфраструктуры» стал гендиректор завода «Р-Фарм» Иван Парамонов. Люди разные, но команда сильна тогда, когда работает по принципу взаимного дополнения компетенций. Тем более что впервые в работу будут вовлечены все заинтересованные жители области – такой мощный ресурс идей, новаций, конструктивной критики будет использован по максимуму. Конечно, после периода длительного отсутствия планирования сложно заниматься такой работой, это все осознают. Нужно воспитать в себе такой подход, суметь использовать весь новейший опыт целеполагания. СЦК на основе идей «Концепции-2025» выстроят политики, которые вытянут и механизмы, такие, как формирование областных целевых программ. Именно такую задачу
я поставил перед тремя СЦК.
А риски всегда есть, достаточно вспомнить мировой кризис 2008 года, после которого пришлось кардинально менять все планы. Но стратегия, как и любая программа такого уровня, будет включать в себя разные сценарии развития событий. Специалисты же, прекрасно знающие свои отрасли, смогут заложить в документы возможность гибкого реагирования. Это открытый документ,
в этом его потенциал.
Отмечу, что в конце апреля на заседании областной Думы первые версии политик будут представлены вниманию депутатов. С лета начнется широкое общественное обсуждение разработанных документов. Ключевая задача – «Стратегия-2025» должна появиться уже осенью, чтобы все ее задачи и механизмы их решения могли быть учтены при разработке областного бюджета на 2014 и плановый период 2015–2016 годов.