Несколько недель назад исполняющий обязанности начальника областного МЧС Олег Бочаров на выездной коллегии в поселке Судоверфь назвал добровольную пожарную команду «Казачья» первым оборонительным редутом в случае ЧП. Как оказалось, казаки в Рыбинском районе существуют уже достаточно давно, два года действуют в качестве некоммерческой организации «Казачье общество города Рыбинска», а их полномочия шире, чем первичное реагирование в случае происшествий.
Казачье утро начинается в небольшом помещении охраны завода «Судоверфь». Комнатушку украшают полтора десятка грамот со всевозможных соревнований, от рукопашного боя до конной выездки, да икона с лампадкой под ней. Здесь собираются казаки из тех, кому заступать на дежурство: читают молитву, получают благословление священника и уходят на пост.
— Вообще-то у нас даже пожарное депо есть, – стирая копоть с иконы, рассказывает атаман казачьего общества Геннадий Разиньков. – Его нам передало руководство предприятия «Судоверфь», сейчас в здании идет ремонт – оно давно не использовалось по назначению, и мы его постепенно приводим в порядок. Кроме того, нам удалось сохранить и отремонтировать пожарную машину. Она сейчас в строю и готова к борьбе со стихией.
Ежесуточно на дежурство заступают 7 человек – старший команды, водитель и пожарный экипаж. Всего 4 смены – 28 человек –
плюс 10 казаков в резерве. Это те казаки, которые входят в официальную организацию «Казачье общество города Рыбинска». Все они прошли обучение как пожарная дружина и как спасательное формирование. Часть из них, к тому же, входит в охранное предприятие, которое обслуживает территорию судостроительного предприятия «Судоверфь». Но цели и, если так можно выразиться, обязанности казачьего общества, по словам атамана, состоят в том, чтобы служить согражданам, охранять порядок, стоять на защите традиций, семейных и общественных устоев. Между тем, сказать, что эти функции ежедневно востребованы, будет совсем не верно.
— За два года нашего существования мы наладили работу с водной полицией: провели более тридцати совместных операций против браконьеров, – говорит атаман. – Пожаров, слава Богу, не было. Лишь несколько раз мы тушили траву, да однажды наш казак оказался рядом с домом, где дед уснул с сигаретой, и у него фуфайка стала тлеть – вед-
ром воды тогда отделались. А вообще мы, прежде чем какие-то действия предпринять, должны о происшествии сообщить в компетентные органы. Никакой самодеятельности.
Глава администрации поселка Судоверфь Нина Смирнова считает, что наличие такой надежной организации, как казаки, – это существенная помощь в охране порядка ее территории. От официальных органов здесь только один участковый, и как-то так сложилось, что мелкие конфликтные ситуации распутывают именно казаки.
— Не сказать, что у нас этих конфликтов много, – говорит глава поселка. – Я бы даже сказала, что их практически нет. Но если они возникают, то многие жители первым делом обращаются в эту маленькую казачью «дежурку» — их телефон все знают. Особое для нас время – это летний период, когда в наш район многие приезжают отдохнуть. Вот тут как раз ребята очень сильно помогают. Что бы там ни говорили, но пара уверенных мужчин с повязкой «дружинник» и вежливой просьбой убирать за собой мусор делают свое дело. Люди уважительно относятся к казакам, это я вам точно говорю.
Сейчас у казачьих обществ по всей России, в том числе и в нашем регионе, сложились вполне определенные перспективы. В стране реализуется «Стратегия развития государственной политики в отношении российского казачества до 2020 года на местном уровне», в рамках которой пре-дусмотрены меры финансовой, информационной и технической поддержки казаков. А в начале апреля в область приезжал атаман Центрального казачьего войска, казачий генерал Валерий Налимов, который совместно с губернатором Сергеем Ястребовым принял ряд конкретных решений. Среди них: материальная поддержка казачьих обществ, разработка комплекса мер поддержки казаков, создание казачьего кадетского корпуса в области, а также организация содействия казаков правоохранительным органам и уголовно-исполнительной инспекции и другие.
Есть все основания полагать, что у казаков может появиться возможность служить не только и не столько за идею, но и за конкретные денежные довольствия. Ведь, как сказал рыбинский атаман Геннадий Разиньков, казаки – это не национальность, это труд и ответственность.