Домой Общество СУДЬБА САМОЛЕТА

СУДЬБА САМОЛЕТА

0

Почти 20 лет на Поклонной горе в Москве стоит самолет Ли-2, подаренный музею к 50-летию Победы Комитетом по культуре города Москвы. Многие источники твердят, что самолет был доставлен из Углича. Однако «РН» стало известно, что легендарный транспортник был «заброшен» в столицу из рыбинского лагеря «Волга».

 

Военно-транспортный самолет Ли-2 применялся в ВВС Советского Союза и в качестве ночного бомбардировщика, и в качестве транспортного лайнера. Именно на таком самолете 9 мая 1945 года на Центральный аэродром имени Фрунзе привезли акт о капитуляции фашистской Германии.

После войны Ли-2 в основном использовался для пассажирских перевозок, в частности, такие машины взлетали с рыбинского аэродрома. 

Когда рыбинские машины исчерпали свой ресурс (это была примерно середина 70-х годов прошлого века), их удалось сохранить: стараниями руководства местных пионерских лагерей крылатые машины, вместо того, чтобы отправиться в утиль, стали талисманами детских республик. Тащили крылатые машины тягачами зимой по снегу. Благо, напрямую от аэродрома до места последующей дислокации серьезных препятствий не было. И вот, один Ли-2 занял свое место в лагере имени Зои Космодемь-

янской, а второй встал «на линейке» в лагере «Волга».

Два талисмана простояли на своих местах почти 20 лет, но одному из них было суждено закончить свое существование бесславно, другому же случилось еще как минимум однажды подняться в небо.

Самолеты стали визитной карточкой обоих пионерских лагерей. У многих из тех, кто в те годы проводил здесь лето, носил красный галстук или значок октябренка, сохранились фотографии на фоне знаменитых крылатых машин.

Постепенно самолеты обрастали легендами – осенью, когда листва опадала с выросших вокруг аэропланов деревьев, их было видно с проезжей части, и у многих возникал закономерный вопрос: как эти раритеты могли оказаться в здешних местах?

Но времена менялись. Сохранность даже не эксплуатируемой техники требовала физических и финансовых затрат, а на закате советской эпохи и с тем, и с другим начали возникать трудности. Первым борьбу за выживание проиграл «номер один» в лагере имени Зои Космодемьянской. Сначала его вытащили за забор, где он, став бесхозным, подвергся серьезному натиску вандалов. А вскоре поставленный зачем-то «на попа» фюзеляж Ли-2 обосновался в районе деревни Юркино.

«Номер два» из лагеря «Волга» тоже ожидало нечто подобное. Сперва из него хотели сделать музей, но затея не выгорела и в кратчайшие сроки нужно было решать: или попросту выкидывать самолет, или… в общем, первый вариант никуда не годился.

Какими окольными путями вышло тогда руководство «Волги» на авиационное предприятие «Авион» — сейчас никто и не вспомнит. Но на условиях самовывоза «Авион» согласился забрать потрепанный Ли-2 из пионерлагеря. 

Последний полет Ли-2 совершил без крыльев — их демонтировали при помощи автокрана, чтобы они не мешали при перевозке. А за легендой прилетела еще одна гордость советского авиапрома, транспортный вертолет МИ-6. 

Операция проводилась с ювелирной точностью. Огромная винтокрылая машина зависла всего в нескольких метрах над самолетом. Из люка был спущен трос со специальными креплениями. От вращающегося винта поднялось целое облако пыли, и в нем сновали специалисты, готовящие корпус к подъему. Через несколько минут они подали знак, вертолет медленно начал набирать высоту и… ничего не произошло. По-видимому, трос оказался плохо закреплен на лебедке и соскользнул вниз. Опять приземление на поле. Полчаса на исправление ошибки, и повторная попытка. На сей раз – удачная. Медленно-медленно, словно нехотя, ЛИ-2 приподнял сначала нос, а затем и весь оторвался от насиженного за много лет на земле места. Этот подъем прошел без накладок. Лишь когда спарка совершала разворот на нужный курс, от фюзеляжа оторвалась какая-то деталь и, кувыркаясь, упала в лес за лагерем.

Операция завершилась успешно. Самолет отправился начинать другую жизнь.

 

***

К 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне компания «Авион» отреставрировала самолет: были восстановлены кабина пилота и пассажирский салон, произведена покраска машины. Кроме этого, некогда пассажирский лайнер было решено привести в соответствие с его боевыми аналогами.

На Поклонной горе, в экспозиции под открытым небом «Оружие Победы» рыбинский Ли-2 и по сей день стоит в качестве бомбардировщика, к нему прицеплены макеты бомб и установлено пулеметное гнездо. Говорят, что для высоких гостей в пассажирском салоне иногда проводят фуршеты.

 

 

Предыдущая статьяОБЪЯВЛЕНИЯ
Следующая статьяЗаместитель губернатора Александр КРАСНОВ: «Почтовые отделения на селе закрывать не будут»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.