Для одних школа – это приятные воспоминания. Для других – обретение лучших друзей. Для третьих – пригодившиеся знания. Но есть ряд людей, для которых школа – второй дом в самом прямом смысле этих слов. Дом, где прививают элементарные нормы поведения, учат создавать своими руками полезные вещи, адаптируют к жизни в обществе. Дом солнца, на который возложены большие надежды учеников и родителей.
Актовый зал школы-интерната №1 наполнен детскими голосами. Старательно, хоть и не всегда попадая в ритм, они выводят слова известной песни. Поют не просто так. Завтра будут гости, с которыми ребята целый год проводили тематические встречи, совершали поездки, писали о них в школьную стенгазету. Теперь все соберутся на итоговом концерте, чтобы обменяться мнениями, попить чайку и договориться о новых совместных мероприятиях.
Речь шла бы о вполне рядовом школьном событии, если только в разговоре об этих ребятах взрослые не добавляли корректно – «особые». Рыбинская общеобразовательная школа-интернат №1 относится к восьмому виду. Ее ученики – дети с ограниченными возможностями здоровья, к образованию
и воспитанию которых предъявляются специальные требования. Например, в их расписании меньше времени отведено общим предметам и больше – социально-бытовому ориентированию и трудовому обучению. Первое чем-то напоминает обычные уроки труда, только более расширенные. Дети подробно разбирают, как ухаживать за собой, прибираться в доме, готовить пищу. Им рассказывают, какие предметы должны находиться в гостиной, спальне, ванной. Они не просто слушают лекции – все эти мелкие особенности быта познаются на практике, для чего оборудованы отдельные кабинеты.
Сейчас в школе учатся 77 детей. Не только рыбинцы. Учиться приезжают со всех районов Ярославской области. Питание – пять раз в день и одежда на 8300 рублей в год обеспечиваются за счет государства. Год от года число учеников не уменьшается. Каждый требует индивидуального подхода и трепетного отношения. Нарушить хрупкое состояние ребенка – просто, а приспособить к жизни, развить личность – в разы тяжелее. Спасает практика и наглядная агитация. Внимание всегда на стороне трудового обучения. Начиная с пятого класса, дети занимаются полезным ручным трудом: мальчики осваивают столярное дело, девочки – швейное. По выпуску из школы они практически имеют на руках нужную рабочую профессию. Продолжают обучение, как правило, в училищах, редко – в средних профессиональных учебных заведениях. Здесь все опять-таки индивидуально. Серьезной опорой для них служит близкий человек, находящийся рядом, готовый помочь. Иначе подросток может сломаться, запутаться и остаться напуганным наблюдателем жизни, проходящей мимо.
В интернате дети обитают почти всю неделю, исключая воскресенье, когда родители забирают их домой. Здесь все строго: в семь подъем, в девять отбой. Первую половину дня занимают уроки, вторую – внеклассная деятельность и досуг. Режим, говорят педагоги, приучает к дисциплине
и ответственности – это отличительные качества живущих в интернате детей. Учебная и жилая части здания тоже четко разделены. Ничего особенного, и уж тем более лишнего, ни тут, ни там, казалось бы, нет. Главное условие – все-таки удобство и пусть небольшое, но пространство для каждого.
Воспитанниками занимается большой штат работников: от учителей-предметников до логопеда, психолога, педиатра. Два раза в неделю – общение учителей с родителями. Нюансы воспитания разъясняет социальный педагог, работающий с семьями. Досуг занимают педагоги дополнительного образования.
Вообще дети здесь живут не менее активной жизнью, чем их ровесники в других школах. Если пройтись по лестничным пролетам, заглянуть в кабинеты, вряд ли можно будет обнаружить где-то пустую стену, буквально на каждой – своя выставка. Поделки из подручных и природных материалов, игрушки к праздникам, тематическое оформление столовой – все сделано и оформлено руками воспитанников. Впрочем, сказать, что все эти произведения ждут своего часа на полках, неверно. Хотя школа и является закрытым учреждением, она не замыкается в своих четырех стенах. Ученики с подачи преподавателей участвуют в конкурсах, выезжают по интересным местам, приглашают гостей. Хорошо развито социальное парт-нерство, в частности, с Центром занятости населения города, что позволяет устраивать некоторых воспитанников на работу в саму школу. Например, в качестве ремонтников. Такой вот полный охват: подростки зарабатывают карманные деньги, школа к новому учебному году становится чистой и красивой, причем, стараниями своих же учеников.
Сегодня школа обучает детей с первого по девятый класс. Учебное заведение имеет лицензию на открытие 10-ых и 11-ых классов. Только потребности в них пока нет, поскольку нет пожеланий и заявок от родителей ребят. Хотя количество учеников в школе не сокращается и вряд ли будет уменьшаться дальше, многие родители сегодня отдают предпочтение обычным школам со специальными коррекционными классами. Однако, не осилившие программу – а таких детей немало – переходят сюда, в школу-интернат №1, в дом солнца, с курсом на поправку.