18 мая рыбинский музей-заповедник присоединился к международной акции «Ночь музеев», открыв для вечернего посещения не только все свои залы, но и выставки в здании Мучного двора. Отдельную программу представил дом-музей академика Ухтомского.
Большинство отправившихся тем вечером гулять по музеям предпочли самое крупное и посещаемое место для поднятия своего культурного духа – сам музей-заповедник. Причиной большого числа посетителей могло стать и природное любопытство – желание увидеть в музее что-то новое и необычное. По крайней мере, так говорили о своем интересе к мероприятию многие. Среди «ночных» гостей преобладала молодежь – как одиночки, так и компании, и пары с детьми. У входа зазывно звучал голос незабвенного Остапа Бендера, оповещавший: «Командовать парадом буду я!» Программки предлагали совершить массу открытий, чем и спешили заняться рыбинцы, вооружившись листочками с заданиями и карандашами.
Открытия вечером 18 мая совершались в нескольких направлениях. И в первую очередь, это были действующие выставки. Если кого-то нельзя назвать завсегдатаем музея, то таким посетителям прямая дорога к экспозициям. Собственно, в этом и состоит главная особенность акции «Ночь музеев» — за несколько часов можно пройти по всем залам и ознакомиться с азами культуры и истории.
Основных выставок было три – «Дом царей Романовых», скульптура Елены Пасхиной и фотовыставка. Естественно, для просмотра была доступна и постоянная экспозиция музея-заповедника. А те, кто еще не успел побывать в обновленном отделе археологии, заглянули и туда, чтобы почувствовать себя искателем древностей и примерить богатырский шлем.
История древних завоевателей продолжалась рядом — в соседнем помещении молодые люди в одеждах под старину отточенными движениями складывали из мельчайших колец кольчугу. Событие это привлекло в большей степени мужчин, а некоторым не терпелось и самим взяться за инструмент. Однако возможность участия посетителей в этом нелегком деле не была предусмотрена. Видимо, ювелирная работа.
В том же зале брали старт «первооткрыватели», разгадывающие музейные загадки. Традиционная викторина, как заметили ее постоянные участники, на этот раз заставляла гораздо внимательнее осматривать каждый зал и экспонат. Просто хорошее знание истории уже не выручало, и тем интереснее было искать ответы. Исторические экспозиции стали вторым направлением, в котором рыбинцы сделали открытия.
Малыши в то же время постигали современное искусство – квиллинг. На одной из выставок в импровизированном классе самые маленькие посетители музея складывали цветы и фигурки из бумаги.
В коридоре, при переходе от одной выставки к другой мы столкнулись с забавной личностью – человеком в зеленом камзоле, представившимся пиарщиком. Впрочем, это не мешало ему живописно, в лицах рассказывать исторические этюды перед мгновенно окружившей его публикой. Популярность его была несомненна, особенно когда окружающие распознали под маской заместителя директора музея Сергея Овсянникова. По его признанию, идея перевоплощения была спонтанной. А может, самозваный пиарщик пожелал сделать ее сюрпризом, как для гостей, так и для коллег. Так или иначе, но никто из сотрудников музея в необычном виде больше не появился. Хотя подобная игра, думается, все-таки стоит свеч.
Наконец, третьим открытием вечера, проведенного в музее, стало его музыкальное сопровождение. Композициями в стиле блюз завершила акцию «Ночь в музее» рыбинская группа «Бу-Буфет». Послушать впечатляющую фьюжн-сюиту «Шум моря» в картинной галерее собралось несколько поколений. Занимательную картину представляли слушатели: дамы в кринолинах (участники объединения «Танелорн», оставшиеся после своего выступления) и байкеры, музыканты-профессионалы и любители, малыши и взрослые. Кто-то, вслушиваясь в слова вокалистки «Бу-буфета», присел прямо на пол, несколько человек последовали его примеру. В зале, к сожалению, не было предусмотрено стульев для зрителей, хотя вечером, после долгой прогулки по залам музея, они оказались бы весьма кстати.
Рыбинская «Ночь музеев» пролетела незаметно и завершилась за час до полуночи, предоставив нам очередную возможность для новых открытий знакомых мест.