Театр, как известно, начинается с вешалки. Театр кукол, осмелюсь предположить, начинается с появления на свет героев спектакля. Накануне юбилея вспоминаем историю нашего театра и его кукол с мастером Надеждой Разумовой, которая почти 20 лет создавала наряды для сказочных персонажей.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
Швейное дело Надежда Разумова освоила в Ярославском учебном комбинате, закрепила на рыбинской фабрике и рассталась с ним на долгие годы. Вернулась уже в необычном амплуа – костюмером в театр кукол.
— Прихожу к главному художнику, а он мне показывает неаккуратную, истрепанную куклу и спрашивает: «Так можешь сшить?», — вспоминает Надежда Михайловна. — Я засмеялась и ответила, что сошью лучше. Три выходных провела за иголкой с ниткой, помогая готовить кукол к спектаклю «Чебурашка и его друзья». И художник, и режиссер, и директор остались довольны. С такого знакомства в 1978 году началась моя работа.
Одно дело шить одежду на фабрике, а другое – в театре кукол. Как водится, молодому специалисту дали наставника – бывшего главного художника Алексея Белушкина, который на тот момент работал бутафором.
— Старые актеры рассказывали, что в свои лучшие годы он так оформлял спектакли, что едва зажигался свет и раскрывался занавес, как зал начинал аплодировать. Настолько потрясающими были декорации, — рассказывает Надежда Михайловна.
Она из тех людей, что не могут допустить халатности и все делают на совесть. Для нее не существует мелочей и неважных элементов, поэтому Надежда Разумова не может смотреть спектакли с первых рядов. Острый профессиональный взгляд всегда заметит изъяны: производственную грязь, мятый костюм или небрежные детали.
НА ВСЕ РУКИ
Казалось бы, много ли шитья требуется кукольному? Прием, когда артист выходит из-за ширмы и открывается зрителям, был непопулярен, а если того и требовал спектакль, обычно использовалась униформа, состоящая из рубашки и брюк. Театральные костюмы в привычном для нас понимании стали шить уже в последние годы работы Надежды Разумовой. Но дел хватало всегда, шить приходилось все, начиная от занавесок на окна и заканчивая нарядами для кукол.
В те годы в театре было всего две системы кукол: «петрушка» или, как еще говорят, перчаточная, которая надевается на руку, и тростевая, с металлическими стержнями. Планшетные куклы появлялись редко. Самый выдающийся в этом плане был Братец Кролик – большой, в человеческий рост. Марионетки, по воспоминаниям Надежды Разумовой, впервые вышли на сцену в спектакле «Гадкий утенок».
— Моим любимцем был Черт из «Приключений охотника Дамая». Тростевая кукла с длинными ушками и голым пузом. Когда он, по сказке, рябчиков ловил и ел, пузо у него шевелилось. Гости в театр приходили, все на него заглядывались. Такой красавец! — улыбается Надежда.
Богатым выбором материалов, из которого создавались куклы, мастера похвастаться не могли, поэтому брали хитростью. Жемчужную россыпь на платье красавицы играла типографская цветная фольга. Дорогую парчу изготавливали из грубой упаковочной ткани, выкрасив ее в нужный цвет.
— Помню, как однажды костюм чудища сочинить не могли для сказки «Аленький цветочек». Уж все герои готовы, вот-вот премьера спектакля, а чудища нет. Что делать? Послали завхоза на «утильку», она привезла целый мешок женских капроновых чулок. Я их по спирали нарезала, все вместе сшила – получилась шуба для чудища, — рассказывает о «находках» мастер.
Надежда Разумова всегда приходила на репетиции, чтобы видеть, какое впечатление кукла производит на актера, удобно ли ему с ней работать. Старалась в хорошем смысле слова угодить, отлично понимая, что в их руках не просто кукла, а рабочий инструмент.
ДРУГОЕ ВРЕМЯ
— Раньше, как мне кажется, репертуар был ориентирован на народные сказки. Сейчас другое время, современные спектакли со своими героями и сюжетами, — рассуждает о репертуаре Надежда Разумова. Театр менялся на ее глазах. Ветшал, переживал кризис кадров. Много лет в театре не было своего художника, работали с приезжими и от каждого черпали новые идеи.
Теперь у Рыбинского театра кукол началась новая история: он расположился в другом здании, стал активным участником фестивалей и обменных спектаклей, организатором праздников для детей, ежегодно выпускает по пять премьер. В его репертуаре появились постановки для взрослой аудитории. Таким обновленным он встречает свое 80-летие и продолжает расти и развиваться, не останавливаясь на достигнутом, с чем мы его и поздравляем!