Красная или зеленая, свобода или клетка, хеппи энд или драма жизни? Судьбы реальных людей в прямом смысле слова вложила в руки зрителей главный режиссер театра Виктория Михеева. Ее «Точка кипения» стала отправной и конечной, невозврата и доступа, опоры и падения и для героев одноименного спектакля, и для актеров, и для публики, и для нее самой.
В небольшой и украшенной напоказ гостиной две супружеские пары изо всех сил держат себя в рамках приличий, разбирая драку своих сыновей. Взаимные поклоны и церемонии, словно тонкая вуаль на кактусе: куда ни ткни – остро, за что ни возьмись – больно. Эти болевые точки-шипы протыкают внешнее благополучие, которое летит к черту вместе с выбитыми стеклами украшенной напоказ гостиной.
Одно стекло – одна личная трагедия, одна упавшая стена – одна обнаженная душа. Писательница Верочка в исполнении Наталии Грациановой страдает от несправедливости, бездушия и жестокости мира. Она старательно подбирает слова, а они не имеют для окружающих никакого значения. Она тонко чувствует искусство, а люди рядом плевать на него хотели. Она кричит о своих убитых желаниях, но кричит в пустоту. Ее мужа, мелкого торговца и простака Николая, неожиданно и блестяще сыгранного Эдуардом Ивановым, тоже прорывает на тему желаний – настоящих, человеческих и эгоистичных, но от своей неприглядной сути возведенных в разряд неприемлемых, возмутительных и даже шокирующих. Он кричит о том, о чем принято молчать, и первым указывает на выбор, который совсем скоро предстоит сделать всем без исключения.
Сергей Молодцов в образе циника Лени – акула бизнеса, беззастенчиво пожирающая больных старушек. Он все покупает и все продает, насмешлив и презрителен. Но его высокомерие и вседозволенность остаются в банке с солеными огурцами, которыми он закусывает свою тоску. Аллу Смоленкову рвет от одиночества и невнимания мужа. Она проигрывает его мобильному телефону, гостиничным номерам и невидимым, но настойчиво присутствующим коллегам.
Откровения каждого под аккомпанемент облетающего интерьера складываются в коллективный душевный стриптиз в бытовых условиях. Героев объединяют не только внутренние раны, но и внешние обстоятельства. Все они – хомячки в клетке, и их судьба в руках зрителей в виде двухцветной карточки. Красная сторона – свобода, зеленая – клетка.
«Точка кипения» – спектакль необычный и по форме, и по содержанию. Он играется среди зрителей, имеет несколько финалов и не имеет однозначной трактовки. Здесь каждого что-то «скребет», но это что-то у каждого свое. Эдуард Иванов признался, что ему было любопытно примерить на себя семейные отношения, Наталии Грациановой близка тема убитых желаний, Сергея и Аллу зацепила нормальность ненормальных, для Виктории Михеевой важен ответ на вопрос – а что такое свобода?
При всей разности задач актеры показали одно – отличную игру. Пропала «девочка-стрекозка», нарочитая сексуальность, бледная интеллигентность и «кушать подано». Уже за это спасибо, Виктория. А еще спектакль примечателен оригинальной сценографией от Леонида Пантина, работой со светом обладателя «Золотой маски» Павла Абдулова, авторской хореграфией Аллы Смоленковой и завораживающей музыкой от режиссера спектакля. Так красная или зеленая? Выбор за вами.