29 мая на собрании коллектива Рыбинской станции скорой помощи директор департамента здравоохранения и фармации Ярославской области Сергей Вундервальд объявил об увольнении главного врача Анатолия Шадрина. Он покидает свой пост по соглашению сторон. В качестве причин расторжения трудового договора называются жалобы коллектива и неоправданный простой 11 новых машин, полученных по программе модернизации системы здравоохранения. За подробностями мы обратились к самому Анатолию Шадрину.
— Анатолий Валентинович, признаться, мы всей редакцией пребываем в легком шоке от вашего решения покинуть пост главного врача скорой помощи, где проработали почти 30 лет. Вы уходите по соглашению сторон. С чем все это связано?
— Действительно, в скорой помощи я отработал 26 лет. За это время у нас сменились 12 главных врачей, и только двое продержались более пяти лет, один из них – я почти с девятью годами стажа. Дело в том, что коллектив у нас очень хороший, работоспособный, но бойкий. По любым поводам поднимает на ноги руководство всех уровней, от областного департамента до приемной президента. Директор департамента здравоохранения и фармации Сергей Людвигович Вундервальд был у нас уже четыре раза и сейчас сказал: «Если я к вам так часто езжу, это значит, что главный врач не справляется со своей работой». Насколько мне известно, коллектив скорой не настаивал на моем увольнении, но хотел разрешить внутренние проблемы, обращаясь с жалобами в разные инстанции. Таким образом, областное руководство тоже оказалось «в ножницах». С одной стороны — давление сверху с требованием навести порядок, с другой – давление снизу. И конечно, оно должно было реагировать. А если я не нахожу поддержки в департаменте, работать мне было бы в нашем коллективе очень непросто, хотя еще раз отмечу, что сотрудники у нас хорошие.
— В чем заключаются основные жалобы и требования ваших бывших подчиненных?
— Исторически так сложилось, что они всегда куда-то пишут. То материально-техническая база хромает, то возникают вопросы финансового характера. Из последнего – требования оснастить машины электрокардиографами, которые вышли из строя. Оборудование, безусловно, необходимо, но закупать его в тот момент было нелогично, потому что мы ждали новые машины, уже укомплектованные этими приборами. Купи мы их в начале года, буквально через пару месяцев получили бы переизбыток.
— В марте «скорую» сотрясал скандал с зарплатами медикам…
— Да, ситуация тогда сложилась следующая. С 1 января мы перешли на обслуживание от централизованной бухгалтерии к собственной. Опытные сотрудники к нам не перешли, пришлось формировать бухгалтерию самостоятельно. Мы обращались за помощью к профсоюзу, в итоге с трудом набрали отдел. Главный бухгалтер с работой не справилась, нам с ней пришлось расстаться, но от задержки зарплаты это, к сожалению, не уберегло. Конечно, коллектив возмутился.
— Но конечной точкой, похоже, стала ситуация с новыми машинами «скорой помощи», которые вы получили по программе модернизации системы здравоохранения несколько месяцев назад, но до сих пор не выпустили их на линию.
— 2 апреля мы получили 11 новых машин, оснащенных современным оборудованием. Но дело в том, что прежде чем начать эксплуатировать технику, ее необходимо поставить на баланс и внести в реестр. Для этого департаменту имущества мы должны были предоставить отчеты за 2011 и 2012 годы, которые централизованная бухгалтерия не сдала. Не буду скрывать, что только благодаря вмешательству областного департамента здравоохранения удалось ускорить процесс получения документов. Как только бумаги были подготовлены, 21 мая я лично отвез их в Ярославль, 22 мая машины были уже на балансе и вечером того же дня переданы в оперативное управление автотранспортного предприятия «Рыбинсктранс».
— Получается, машины простаивали больше месяца?
— Так совпало, что с 1 апреля я находился в командировке на учебе, поскольку 31 мая у меня заканчивается сертификат специалиста, и если я его не продлю, то лишаюсь права работать. Я мог пройти двухмесячные курсы перед Новым годом, но решил не оставлять учреждение в период годовых отчетов и перенес обучение на самый крайний срок. В данном случае возник вопрос приоритетов. Возможно, я как главный врач должен был поступить по-другому и сосредоточиться на оформлении документов, но я выполнял требования законодательства.
— Как дальше планируете построить свою профессиональную карьеру? Уже есть предложения или вы смените профиль?
— Я – врач скорой помощи, оставался им и в роли главного и всегда им буду.
— То есть, вы вернетесь обратно в коллектив, который, по сути, лишил вас руководящей должности, простым доктором?
— У меня с коллективом никогда не было конфликтов, даже будучи руководителем, я старался не допускать какого-то недопонимания. А относительно должности я всегда говорил: главный врач – профессия временная.
— Анатолий Валентинович, ну неужели вам не обидно? Столько лет отработали, прошли через разные периоды, на себе прочувствовали и реструктуризацию, и реформы. Неужели не злитесь на руководство, на коллег?
— Абсолютно. А за что злиться? Если начальнику всегда жалуются на подчиненного, ругают из-за него, как он может к нему хорошо относиться? А коллеги просто пытались решить свои вопросы. Жаль, конечно, что не успел сделать все, что хотел, но новый руководитель, надеюсь, продолжит. Желаю ему всего самого лучшего, потому что проблем еще очень много, в основном хозяйственного плана, а коллектив у нас замечательный — все знают и все могут.
«Жители не получали качественную медпомощь»
Директор департамента здравоохранения области Сергей Вундервальд:
— На встрече с председателем профсоюзной организации я узнал, что машины до сих пор не на маршруте. Департамент вмешался в эту ситуацию, и в кратчайшие сроки машины были зарегистрированы в автотранспортном предприятии и вышли на маршрут. К сожалению, процесс постановки на учет и выпуска на линию новых машин неоправданно затянулся, и жители города не получали все это время качественную медпомощь, которую уже могли бы получать. Объяснение руководителя станции о причинах подобной проволочки нас не удовлетворило. По соглашению сторон, с 4 июня рыбинскую скорую помощь возглавит исполняющий обязанности главного врача, а в ближайшее время будет назначен новый руководитель.
«Работники скорой помощи не ожидали такого поворота»
Председатель горкома профсоюза медиков Ирина Букарева
— Скорая помощь работает в неспокойной обстановке. К сожалению, переходный период в здравоохранении проходит для нее сложно. Реакция коллектива на нововведения неоднозначная, обостренная. Скептики не хотят новшеств. Внутри коллектива происходят конфликты, которые работники не могут разрешить с администрацией учреждения. Со своими проблемами они обращались в областной департамент здравоохранения, который принял решение расторгнуть договор с главным врачом. Мне жаль, что Анатолий Валентинович уходит с должности. Он грамотный специалист, добрый человек, неплохой руководитель.
Работники скорой помощи сами не ожидали такого поворота. Они хотели только решить бытовые, производственные проблемы, разобраться с графиком работы. Некоторые проблемы в «скорой» им удалось решить совместно с профсоюзом. Но, видимо, не все. Я считаю, прежде всего, конфликты надо разбирать внутри коллектива, а уже потом идти к вышестоящему руководству.