11 июня в Общественно-культурном центре Рыбинска открылась подготовленная Фондом Анатолия Лисицына выставка «Непосторонняя война». Точнее, даже «Непо100ронняя война» — название напоминает нам, что до столетнего юбилея войны, которую сейчас чаще всего называют Первой мировой, осталось совсем немного, чуть больше года. К сожалению, нельзя сказать, чтобы память о войне, стоившей нашей стране миллионов жизней, достойно увековечена. И ей, как оказалось, свойственны провалы.
Сперва большевики, способствовавшие поражению России, заклеймили ее «захватнической» и «империалистической», а потом и грандиозная трагедия Второй мировой заслонила события Первой. Впрочем, начиная с этого года, 1 августа – день, когда в 1914 году Германия объявила войну России, согласно указу Президента, будет Днем воинской славы, посвященным памяти солдат, погибших в Первой мировой. Есть в этом и заслуга сенатора Анатолия Лисицына, активно занимающегося возрождением исторической памяти о полузабытой войне.
Выставка посвящена работе над несколькими проектами Фонда Лисицына на военную тему. Эти проекты лишены какой-то политической окраски, они — о памяти. Один из них – восстановление Русского кладбища в Белграде, где лежит 741 участник Первой мировой войны, впоследствии оказавшийся в эмиграции. Гостеприимная Сербия, помнившая, что именно из-за нее ввязалась Россия в ту страшную войну, не только дала приют русским эмигрантам, но и выделила для их захоронения участок на кладбище «Ново гробле». Вот только за прошедшие десятилетия пришло русское кладбище в запустение, контрастируя с ухоженными участками французов и итальянцев. Потрясенный увиденным, Анатолий Лисицын выступил инициатором реконструкции и реставрации Русского кладбища в Белграде. Значимый проект взялась поддержать партия «Единая Россия» и… фактически ничего не сделала – не скрывает своего разочарования Анатолий Лисицын. Слава Богу, удалось найти поддержку лично у человека, решающего в нашей стране, по-видимому, абсолютно все – Владимира Путина. В настоящее время значительная часть кладбища бережно приведена в порядок, и работы продолжаются.
Другие проекты о других могилах: воинских захоронениях на местах боев, проходивших на территории нынешней Украины. Революции, войны, перекраивание границ привели к тому, что эти кладбища оказались вдалеке от нынешних сел, подчас в глухом лесу. Их ищут и находят, приводя в порядок, поисковики-волонтеры. Фонд Лисицына здесь работает с Федерацией Скаутов «Галицкая Русь». Они не делают различия между могилами солдат разных армий (зачастую на одном кладбище лежат и русские, и австрийцы).
Анатолий Лисицын отмечает доброжелательность местного населения к тому, чем занимаются русские и украинские ребята. Увы, по его словам, в украинских селах все реже можно услышать русскую речь. Постепенно русский язык здесь вытесняется польским – соседняя страна прилагает к этому немалые усилия, в том числе и прямо финансируя его изучение. Поддержка русского языка и русской культуры на Украине – это еще одно направление работы Фонда Анатолия Лисицына.
Рассказ сенатора вызвал серьезный интерес. Корреспонденты интересовались, как можно вступить в волонтерский отряд (для тех, кто тоже собрался – вся информация на сайте фонда), кто-то благодарил, кто-то предлагал новые направления для деятельности. Затем были показаны несколько документальных фильмов о проектах Фонда.
Находясь под сильным впечатлением от рассказанного и увиденного, я шел домой. Я знаю в городе только одну могилу участника Первой мировой – штабс-капитана Георгия Сигсона. Свернув на Новогеоргиевское кладбище, я довольно долго по пояс в траве искал могильный камень, более-менее представляя, где он должен стоять. Успел испугаться, что снесли, но все же нашел за большущей кочкой. Скромная надпись «Дорогому труженику», две точки металла от стоявшего когда-то креста…
Анатолий Лисицын и его Фонд делают большие и благородные дела, заслуживающие всемерной поддержки. Но может быть, и нам, здесь, на месте, стоит внести свой небольшой вклад в сохранение памяти. Хотя бы прийти и выполоть траву.