За последние два месяца жизнерадостное лицо Светы Климовой видели многие жители Рыбинска и Ярославля. Объявление с призывом о помощи красивой девушке и сейчас расклеено по этим двум городам. И пока люди вставали на ее защиту, не зная о ней ровным счетом ничего, кроме имени и банковских реквизитов, она, находясь между жизнью и смертью, обманывала врачей.
Они говорили: «Не жилец, максимум два дня», а она продолжала жить. Врачи твердили: «Останется овощем», а она открыла глаза. Доктора сообщали: «Будет беспомощной», а Света написала: «Мне душно» и попросила воды.
Обманув удушающие ожидания фаталистов-врачей, которые с вершины своего опыта не давали девушке никаких шансов на существование, Света в какой-то момент, вероятно, находясь где-то в бессознательном междумирье, сама себе сказала: «Встань и иди». Свой призыв она прямо сейчас приводит в силу. Света находится в Испании, и ей предстоит еще проделать много работы, прежде чем она самостоятельно проделает длинный путь обратно домой. Но этого всего могло и небыть, если бы целый город не откликнулся на ее беду и не помог ей.
***
Света попала в страшную аварию 13 июня. Она возвращалась из Ярославля в Рыбинск вместе со своим другом, и их «Мицубиси» лоб в лоб столкнулась с «пятеркой».
Все, кто находились в ВАЗ-2105, скончались на месте. Свету вместе с другом доставили в реанимационное отделение больницы им. Соловьева в Ярославле. Молодой человек умер уже в реанимации, а девушке диагностировали повреждение ствола головного мозга и тоже пророчили скорую смерть.
– Мама выехала в «Соловьевку» ночью, сразу после того, как узнала о происшествии, – коротко излагает события первого месяца после аварии Елена Рогова, родная сестра Светланы. – К ней вышел врач и сказал, что если даже Света переживет эту ночь, то проживет пару дней и только. С такими травмами на большее, по словам врачей, можно было не надеяться. Но она не сдавалась, день за днем мама ездила к ней, передавала пеленки, средства гигиены, но не видела дочь. Свете делали переливание крови, хотели делать операцию на головном мозге, но впоследствии из-за очень большой гематомы отказались от этой затеи. А однажды, в очередной визит родственников, в больнице Светланы не оказалось. Ее, не поставив родных в известность, перевезли в Рыбинск.
В Пироговскую больницу девушка попала спустя примерно месяц после аварии. Елена Рогова говорит, что со слов рыбинских врачей и санитаров, ее сестра попала в отделение в ужасном состоянии – неухоженная, с многочисленными пролежнями – внешний вид Светланы Климовой говорил о том, что, по всей видимости, ярославские врачи все время придерживались версии о безнадежности их пациентки и совсем ей не занимались. Более того, девушка поступила в Рыбинск еще и с двусторонней пневмонией, что в ее положении было еще одним ударом, приближавшим ее к неминуемой, как казалось на тот момент, смерти. Но с большинством сопутствующих заболеваний обездвиженной девушки рыбинские врачи сумели справиться – пневмонию вылечили, часть пролежней тоже смогли заживить.
***
– Сестра находилась еще в Ярославле, когда я поняла, что слушать эти депрессивные прогнозы врачей и бездействовать, опираясь на их безысходность, больше нет никаких сил, – вспоминает свои метания Елена Рогова. – Я получила заключение врачей о состоянии Светланы и стала рассылать запросы в ведущие российские клиники и институты. Ответа оттуда я не получила, зато наслушалась скептических замечаний от докторов, которые по-прежнему в один голос твердили, что шансов на спасение нет. А я продолжала искать варианты.
Варианты нашлись за рубежом. Из Германии и Израиля пришли ответы, что в их клиниках имеются прецеденты восстановления людей после подобных травм, но такое лечение стоило немалых денег. В Германии запросили порядка восьми миллионов, в Израиле — в два раза меньше. Четыре миллиона – сумма для семьи Климовых была такой же неподъемной, как и гипотетические два, и озвученные восемь. Количество нулей пугало не меньше, чем поставленный диагноз, но сам ответ – «можем помочь» – звучал уже не как преамбула к некрологу, а как призыв к действию.
Вместе с мужем Романом Елена Рогова, как она сама выразилась, «стала стучаться во все двери». Поначалу было понимание, что средства – искомые четыре миллиона – придется собирать с миру по нитке, но как это сделать, никто не знал. Елена рассказывает, что они просто рассказывали везде об этой трагедии, и люди сами стали предлагать помощь – кто-то распечатал листовки, кто-то вызвался их расклеивать, друзья Светы сделали первые переводы денежных средств и вышли на улицу с ящиками по сбору денег.
Вместе с первым откликом от города у Светы появилось самостоятельное дыхание, и ее отключили от аппарата искусственной вентиляции легких. После этого чуда – иначе не назовешь – Светлана Климова стала удивлять всех окружающих каждый день. Прогрессировала помощь, прогрессировала и девушка, которая будто хотела сказать всем, что их усилия не напрасны. В один прекрасный момент Света подала знак санитарке, что хочет написать ей сообщение. И написала неровным живым почерком: «Душно».
***
В группе помощи в социальной сети «Вконтакте», созданной для координации действий среди волонтеров, помогающих собирать деньги на лечение Светланы, состоит больше двух тысяч человек. Елена Рогова почти каждый день пишет туда короткие заметки-отчеты о поступлении средств и о состоянии своей сестры. Там можно проследить всю динамику ее выздоровления и прогрессию помощи отзывчивых граждан. Все, что говорила Елена в интервью, отражено и здесь: предложения о помощи, переводы от 30 рублей до десятков тысяч, радость за каждое вновь обретенное, изученное движение Светланы.
– Мы благодарны всем, кто откликнулся на нашу беду. И те два миллиона, которые общими усилиями собрали в Рыбинске и Ярославле, – заслуга людей, которые в большинстве своем до трагедии не знали нашу Свету. И хотя ряд людей и организаций переводили очень серьезные деньги, самая большая сумма была собрана из сотен небольших переводов простых добрых людей.
Между тем, впоследствии от лечения в Израиле родственники Светланы все-таки отказались. Пугало огромное количество незапланированных сопутствующих расходов, которые по предварительным подсчетам вылились бы еще в миллион рублей. Уложиться в обозначенную ранее сумму планируют в институте Гуттмана в Испании, куда совсем недавно и отправилась Света. Тамошние врачи обещают вернуть девушку к нормальной жизни за полгода, но имеющихся денег хватит от силы на три месяца. Поэтому эта первая крупная победа, в череде ежедневных более мелких, все равно не должна стать последней. За два месяца город собрал половину так нужной Светлане Климовой помощи, но теперь, когда финал этой истории виден даже невооруженным взглядом, надо поднажать еще чуть-чуть и превратить в жизнь мечты, мольбы и усилия по спасению этой сильной красивой девушки.
***
Света Климова обязательно поправится. Вернется в теперь по-настоящему родной Рыбинск, вновь отрастит состриженные врачами роскошные волосы, снова научится гулять и развлекаться, снимет с лучшим фотографом собственную лавстори, не раз отгуляет с подругами девичник и однажды пригласит их на свой. Эта маленькая хрупкая девушка оказалась сильной как никто другой, а ее выздоровление еще не раз назовут чудом, но мы-то теперь знаем, что это — заслуга ее самой, ее неотчаявшихся родственников и целого города, который посчитал, что Света заслуживает того, чтобы жить.
Светлана Климова по-прежнему нуждается в помощи. Помимо лечения, ей предстоит еще и длительная реабилитация. Оказать материальную помощь можно по реквизитам, указанным ниже. Узнать о текущем состоянии Светланы Климовой можно у ее сестры Елены по телефону 8-910-979-59-60.
Геннадий ГРЯЗНОВ