Страховые агенты навязывают рыбинским водителям дополнительные услуги, ссылаясь на политику компании, которая сводится примерно к следующему. Повсеместное увеличение автотранспорта и, соответственно, количества ДТП, привело к тому, что страховщикам приходится больше выплачивать по «автогражданке», нежели получать с нее. Существуют же куда более выгодные виды страховки, которые могут покрыть издержки страховых компаний. Их-то агенты и предлагают в добровольно-принудительном порядке своим клиентам.
Так, жителю Рыбинска Андрею два месяца назад в «Красной звезде» предложили сначала застраховать квартиру. К счастью, ему без «нагрузки» удалось получить «автогражданку» в компании «РЕСО — гарантия», в которой, кстати, он встретил соратников по несчастью, разгневанных шантажом и грозящихся писать жалобы в прокуратуру водителей. Коллега Андрея Дмитрий бегал за ОСАГО два месяца и продлил полис без дополнительных издержек только сейчас и, признается, благодаря знакомым, что называется, «по блату». А вот Елене избежать «принудиловки» не удалось. В «Росгосстрахе» вдобавок к ОСАГО пришлось застраховать жизнь и в итоге заплатить вдвое больше.
Жители других городов также жалуются на навязывание дополнительных услуг страхования, либо на то, что их заставляют проходить дополнительные техосмотры.
Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, мы встретились с председателем страхового комитета при торгово-промышленной палате Ярославской области Мариной Поздняковой.
— Рыбинск – уникальный город в вопросах страхования ОСАГО с точки зрения концентрации обслуживания, — объясняет Марина Позднякова. – Компания «Красная звезда», которая является брокером в основном страховой компании «Уралсиб», обслуживает от 50 до 60% рыбинских автовладельцев. Около 20-25% обсуживает СК «Росгосстрах», и где-то 10-15-20% распределились между остальными компаниями. Такой диспропорции нет в других городах Ярославской области и близлежащих территориях. Сейчас большинство водителей Рыбинска испытывают затруднения при пролонгации договоров ОСАГО в первых двух компаниях. Введены особые условия и ограничения при продлении полисов ОСАГО. А страховая компания «Уралсиб» прекратила выплату комиссионного вознаграждения по ОСАГО в Рыбинске. Это обстоятельство явилось причиной прекращения страхования по продукту этой компании.
Так, «Красная звезда» сегодня предлагает только КАСКО (более выгодную, но и более дорогую, а соответственно, добровольную форму страхования). Сотрудник «Красной звезды» Владимир Головин, возглавлявший агентство ярославского филиала страховой компании «Уралсиб», расстался со своей должностью как раз в свете происходящих событий. Дело в том, что «Уралсиб» запрещал «Красной звезде» продлевать полисы ОСАГО и заставлял направлять рыбинцев в Ярославль.
– «Красная звезда» выступает в качестве агентов страховых компании и вынуждена принимать их правила игры, хотя нам они не всегда нравятся. Сейчас мы хотим и пытаемся сотрудничать на своих условиях, чтобы быть честными с нашими клиентами, — рассказывает Владимир. — Кризиса ОСАГО можно было бы избежать, повышая его стоимость так же, как увеличиваются цены на нефть, газ и на все остальное. Такие недорогие виды страхования не выгодны компаниям, отсюда и все наши проблемы.
Чтобы получить комментарий от представителей компании «Росгосстрах», мы направили письмо в Москву в центральный офис, но за неделю ожидания ответа так и не получили. По словам Марины Поздняковой, в Ярославле уже немало жалоб в прокуратуре на действия этой компании. Есть надежда, что «Росгосстрах» изменит свое отношение к вопросу пролонгации ОСАГО. Пока же водителям приходится либо соглашаться на дополнительное страхование, либо активно бороться за свои права. Страхование жизни, здоровья и имущества автовладельцев не должно зависеть от полиса ОСАГО и заключается исключительно на добровольной основе.
— Важно понимать, что все переговоры и требования о заключении дополнительных услуг происходят, как правило, устно. В таком случае нарушенные права сложно защитить в суде, – консультирует юрист Игорь Коньков. – Договор обязательного страхования относится к категории публичных и должен быть заключен с любым желающим на установленных законом условиях. Проще говоря, компания не имеет права отказать вам без объективных причин. Чтобы заявить о неправомерных действиях своей страховой компании, необходимо подать в нее письменное заявление с просьбой о продлении ОСАГО. Получив на него такой же письменный ответ, в котором будет сформулирован отказ и другая завуалированная его причина, можете смело идти в суд общей юрисдикции по месту жительства, параллельно обращаться в общество «Защиты прав потребителя», Российский союз автостраховщиков и другие профильные структуры.
Пожаловаться-то можно, но на все уйдет время и деньги. А без ОСАГО далеко не уедешь. По прогнозам Марины Поздняковой, ситуация станет менее проблемной, когда рыбинские автовладельцы перераспределятся в новом соотношении между различными страховыми компаниями, на что уйдет год или полтора.
Также изменения принесет и новая реформа ОСАГО, повторное чтение которой намечено на 22 октября. Первым пунктом предлагается объединить противоположные виды страхования: добровольное КАСКО и обязательное ОСАГО. Автовладельцам, не готовым оплачивать нежеланные страховки, приходится только молиться о ценовой доступности нового единого полиса. Правда, обещается дать 15 месяцев для разгона, чтобы свыкнуться с его новой стоимостью, а для экономии средств его предлагают сделать не бумажным, а электронным. Страховщиков же пугают увеличением максимальных компенсаций: за ущерб имуществу — со 120 тысяч рублей до 400, а за причинение вреда здоровья – со 160 тысяч рублей до 500. При этом страхователь сможет выбрать: выплатить клиенту деньги за ущерб или отремонтировать его машину. Для стимуляции конкуренции планируют ввести ценовой коридор, который позволит продавать ОСАГО по любой цене, но в допустимых рамках.
Олеся САГИТОВА