В Рыбинское отделение ГИМС МЧС России по Ярославской области пришел приказ о направлении в Хабаровск двух специалистов: Александра Смирнова и Николая Мартынова. Собирались на другой конец России очень быстро, едва успели предупредить родственников. По первой поступившей информации, командировка должна была продлиться не более недели, но уже в самолете стало известно, что пробыть в восьми тысячах километров от родного дома спасателям придется не менее месяца. Из Москвы самолетом они долетели до Хабаровска, где располагался спасательный отряд, а оттуда рыбинцев направили в село Головино, маленький населенный пункт на самой границе с Китаем. Головино расположено между двумя притоками Амура – реками Бира и Малая Бира. По данным последней переписи, в нем проживают 279 человек.
— Живут в Головине небогато, — рассказывает старший инспектор Рыбинского отделения ГИМС МЧС России по Ярославской области Николай Мартынов, — в основном в селе люди в возрасте. К затоплению отнеслись по-разному: кто-то плакал и изо всех сил старался спасти имущество и скотину, другие радовались, что им теперь новое жилье построят и денег дадут.
Спасатели рассказывают, паники среди населения не было. Все, что смогли, люди убрали на крыши и чердаки. Домашний скот – коровы и свиньи — тоже приспособились к большой воде. Они бодро рассекали водную гладь, чтобы обглодать очередной куст с остатками зелени. Основными задачами спасателей были эвакуация пострадавших, совместное патрулирование с полицейскими для предотвращения мародерства, доставка продуктов питания. Почти каждый день к рыбинцам обращались люди с просьбой помочь с перевозками, чтобы дать селянам шанс в таких сложных условиях не остаться совсем без средств к существованию. Животноводство – хлеб местных жителей. Даже в паводок они ежедневно сдавали молоко. Для транспортировки его до большой земли просили помощи у специалистов МЧС.
— Утром мы забирали молоко в флягах, везли туда, где воды не было, и уже ждала машина, — рассказывают ГИМСовцы, — молоко переливали, отдавали деньги, а мы по возвращении в село их по дворам развозили. Жить-то людям как-то надо. Помогали, как могли.
Работали рыбинцы по 12-16 часов. Без выходных. Удивляются: а как иначе?
— Мы же не могли людям сказать, что сегодня мы отдыхаем, а вы как хотите, так и плавайте тут, — рассказывает о жизни на Дальнем Востоке старший инспектор Александр Смирнов. – Сами жили в доме, который стоял на возвышении. По сравнению с остальными, его можно было назвать сухим – всего лишь полметра воды в подвале. Сыростью очень пахло, но ничего, жить можно. В Комсомольске условия были лучше – там нам выделили спортзал.
Изначально не планировалось, что рыбинцы после выполнения работы в Головине помчатся в Комсомольск-на-Амуре. Но случилось так, что в городе прорвало плотину, сделанную из мешков с песком, и очередной микрорайон оказался затопленным.
— Если бы вода прибывала постепенно, то люди успевали бы подготовиться, убрать все вещи, эвакуироваться, — говорит Николай Мартынов. – А так, ты спишь, а тебя за полтора часа в буквальном смысле смывает. Первые этажи высоток оказались затоплены, частный сектор был под водой по самую крышу. У многих машины в гаражах остались.
Частные подворья оказались без электричества и газа. Жителей высоток подвозили к домам на лодке и высаживали на подъездный козырек. Оттуда они расходились по своим квартирам. ГИМСовцы говорят, что эвакуировали из затопленного города только детей. В основной своей массе люди не хотели оставлять дома.
— Жизнь продолжалась, люди каждый день ездили на работу, — рассказывает Александр Смирнов. — Правда, чтобы добраться туда, им приходилось сначала вызывать лодку, которая довозила их до места, откуда ходило приемно-транспортное судно, а уже на нем жители доезжали до большой дамбы и пересаживались на автобусы.
Первый рейс шел в 8 утра, последний – в 8 вечера. И все это время спасатели работали перевозчиками. Домой добирались затемно. Но жаловаться эти мужчины не привыкли. Говорят, работа такая, что ко всему привыкаешь. Улыбаются, что по сравнению с дальневосточными затоплениями рыбинский паводок уже не кажется серьезным.
Вернулись домой Николай Мартынов и Александр Смирнов лишь в начале октября. Отгуляв недельный отпуск, вновь приступили к работе. Вещи уже разобраны. Скоро дойдут руки и до огромной резиновой лодки, которую нужно еще реставрировать после дальневосточных работ. Она, как и сотрудники рыбинского ГИМС, должна быть всегда наготове.
Ульяна ЛЕБЕДИНСКАЯ