Домой Общество ЭКСПЕРИМЕНТ СВАЛИЛИ В КУЧУ

ЭКСПЕРИМЕНТ СВАЛИЛИ В КУЧУ

0

ВСЕ В КУЧУ

В начале года Рыбинск получил на экологические новации более миллиона рублей из областного бюджета и, добавив полмиллиона из городского, приобрел 114 мусорных контейнеров евро-образца, из них только 10% — под раздельный сбор отходов. Захват евро-контейнера мусоровозом несколько отличается от стандартного опрокидывания. Пришлось переоборудовать мусорные площадки, сделать скат с плиты, чтобы новые контейнеры на колесиках можно было подвезти к машине. Переоборудование, хотя и незначительное, легло на плечи управляющей компании «Волжский», то есть, фактически на них потратили средства жителей микрорайона. Кстати, именно поэтому отказался от эксперимента микрорайон «Веретье», который был выбран первоначально.
Некоторые жители Волжского, поучаствовав в эксперименте материально, прониклись идеей раздельного сбора мусора и, как цивилизованные европейцы, в соответствии с современными требованиями экологов ответственно сортировали дома отходы. А потом увидели, что мусоровоз сваливает весь разобранный мусор в общую кучу и поняли, что выполняли «мартышкин труд».
Какой смысл, казалось бы, полезной инициативы? Проверить сознательность населения? Проверили. Рыбинцы действительно могут сортировать мусор. Что дальше? Очередное подтверждение избитой фразы «хотели, как лучше», чья-то халатность или разработка проекта «на авось»? Как же так получилось, что деньги, силы и принципы людей в прямом смысле смешали с грязью и увезли на свалку в громыхающем кузове?

ОДНА 3А ВСЕХ

— У нас пока только одна машина, которая может работать с евро-контейнерами. И она не успевает обслуживать все площадки с пластиком и стеклом, — комментирует ситуацию начальник отдела благоустройства городской администрации Елена Павлова. – Раздельный сбор мусора – пока только эксперимент, и мы выявляем его положительные и отрицательные стороны. Хорошо, что люди откликнулись на наше предложение, плохо, что не хватает технических средств. И мы учтем свои просчеты в новой программе.
Нагрузка на стандартную машину для вывоза мусора — 100 контейнеров с обычными бытовыми отходами. Но на такой спецтехнике нет отдельных отсеков под стекло, пластик и металл. А совершать дополнительные рейсы, для того чтобы вывезти разные сорта мусора, по-видимому, нецелесообразно.
Тем не менее, эксперимент хотят продолжить. Сейчас в администрации Рыбинска готовят новую программу, которую нужно защитить в областном департаменте, чтобы получить дополнительное финансирование. Если Рыбинску выделят еще один миллион рублей, то при поддержке местного бюджета можно будет приобрести небольшой мусоровоз для обслуживания евро-контейнеров. Пока же, получается, смешение культур продолжится.

ИСТИНА – В ВИНЕ

Чиновники уверяют, программа по раздельному сбору отходов с дальнейшей его переработкой очень актуальна для Рыбинска. Ведь необходимо снизить нагрузку на полигон, которому отводят срок эксплуатации лишь до 2014 года. По программе, разработанной в городском департаменте, предполагалось, что в результате эксперимента нагрузка снизится на 12%. Вероятно, и эти прогнозы сбылись пропорционально количеству рейсов евро-машины.
В администрации говорят, предполагалось, что дополнительную машину купит компания-перевозчик — ООО «Эко-сервис». Почему этого не произошло, организация комментировать не готова по каким-то своим соображениям. При этом руководитель бурно рефлексировал на тему того, что не такие уж горожане и сознательные, и настойчиво рекомендовал нам посмотреть, что они складывают в специализированные отсеки. Мы посмотрели. Единственным «непрофильным» видом мусора в баке со стеклом был пакет, в котором лежали стеклянные бутылки. Не такой уж серьезный огрех, правда?
В отделе экологии считают, что у нас вся проблема – в отсутствии соответствующего законодательства на уровне федерации, поэтому нет достаточного финансирования, нет встречного понимания у управляющих компаний, нет инициативы со стороны организаций, которые занимаются вторсырьем. Если бы компании по переработке мусора сами выставляли контейнеры и сами забирали бумагу, пластик, металл, это значительно бы упростило задачу. Возникает вопрос: а на что рассчитывали, внедряя проект по раздельному сбору мусора? Если бы бизнесу это было интересно, неужели подобные площадки не стояли бы уже в каждом дворе? Почему нужно искать крайних и перекладывать ответственность?

ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ

Впрочем, ни издержки законодательства, ни скромные бюджеты, ни коллективная безынициативность не мешают реализовывать аналогичный проект нашим соседям. Программа по сортировке мусора в Рыбинском районе стартовала еще в 2009 году и, по словам начальника отдела по охране окружающей среды Владимира Конова, до сих пор развивается достаточно успешно. Запустили ее селяне за свой счет, а финансирование из области получили только спустя два года. Сейчас контейнеры для раздельного сбора мусора установлены в девяти населенных пунктах и четырех зонах отдыха.
— Установка контейнеров для раздельного сбора мусора – очень важный шаг большого эффективного мероприятия, но это лишь профанация, если наперед не продумано, что делать с полученным материалом дальше, — делится опытом Владимир Конов. – Прежде чем устанавливать контейнеры, нужно понять, кто их будет обслуживать, кому передавать содержимое и как его использовать.
В районе люди не гордые, первые контейнеры заказали в деревообрабатывающей мастерской. Это были обычные деревянные ящики, и каждую пластиковую бутылку из них доставали руками. Поэтому и не требовался какой-то специальный дорогостоящий транспорт. Вначале просто решили проверить, будут ли люди сортировать мусор. Отходы забирала небольшая мусоросортировочная станция из того же микрорайона «Волжский». Когда она закрылась, нашли своих энтузиастов, которые учредили ООО «Научно-производственная корпорация «ЭКО-БОКС».
— Мы сразу отказались от мысли приобретать контейнеры евро-образца, — рассказывает Владимир Конов. — Потому что, во-первых, нет возможности купить специализированный транспорт, который стоит около двух миллионов. И такая машина может захватить только один сорт мусора. То есть, чтобы опустошить все остальные контейнеры, нужно сделать не один рейс. Машина с отсеками под все виды отходов стоит уже порядка 10-15 миллионов. Во-вторых, эта машина будет простаивать в те дни, когда мусор еще не накопился, так как для других работ она не предназначена. В-третьих, в условиях нашей зимы довольно сложно эксплуатировать евро-контейнеры. Их нужно скатить и подвезти к машине. И если вдруг сломается колесо, то такой тяжелый контейнер уже не поднять, а у обычных мусоровозов совершенно другое устройство захвата.
В районе не исключают возможность сделать в будущем забор мусора механизированным процессом, приобрести для этого специализированную технику, но только в том случае, когда контейнеры будут установлены повсеместно.
Владимир Кононов также считает, что город не столкнулся бы с проблемой обслуживания, если бы администрация последовала примеру района и закупила контейнеры у своих земляков, а не гналась за евро-стандартами.

Предыдущая статьяНЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ
Следующая статьяБЫСТРЕЕ РАБОТАТЬ, БОЛЬШЕ ТРЕБОВАТЬ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.