В небольшом помещении на улице Черкасова пусто – утренний прием граждан уже закончился, а вечерний еще не начался. На стене – доска с пятью фотографиями сотрудников. Пустых «кармашков» гораздо больше. Мой собеседник – старший участковый уполномоченный Юрий Лазарев –
проводит меня в свой служебный кабинет. Обстановка вполне стандартная: стол, компьютер, несколько стульев, шкаф и сейф. Все просто и строго. По-военному. Именно зеленые погоны Юрий Лазарев одел первыми, по примеру старшего брата пошел в астраханское военное училище. Служил в ракетных войсках стратегического назначения. Восемь лет колесил по стране. В 2003-м вернулся в родной Рыбинск и пошел работать в УВД.
‑ Начинал в старом центре, — вспоминает Юрий Лазарев. – Этот район — настоящий проходной двор. Населения мало, но оно постоянно меняется. В заброшенных домах поселяются бомжи. Кругом полно питейных заведений. Пять лет назад нас всем коллективом перевели в район Скоморохова Гора. Здесь сложность другая – очень густонаселенный район.
На 40 тысяч населения района приходится всего пять участковых уполномоченных. По штатному расписанию должно быть шесть. Одна должность остается вакантной.
‑ Если посмотреть в окно, то очереди из кандидатов почему-то не видно, — улыбается Юрий, –хотя и условия у нас нормальные, и зарплата достойная, но не хотят рыбинцы становиться участковыми. Может, сама работа пугает, график у нас напряженный. И с людьми много общаться приходится. Мы иногда не полицейскими, а психологами работаем.
К участковому идут с любой бедой: шумят соседи, бьет муж, грязь в подъезде, прилетели инопланетяне. Такие жалобы в практике Юрия Лазарева тоже были. И по каждому заявлению обязательно должна проводиться проверка, выноситься решение. Не каждый выдержит.
‑ Ну, как я выгоню бабушку, даже если она жалуется на соседа, который ей якобы каблуки от туфель подменил, — говорит участковый. – Я-то знаю, что у нее проблемы с психикой случаются, но она не опасная. Придет, посидит, поговорит. Она же не виновата, что одинокая, и общаться ей не с кем. Вот так и работаем.
А еще Юрий Лазарев уверен, что участковый должен жить в том же районе, где работает, чтобы быть постоянно в курсе происходящего. И не беда, что время от времени будут тревожить в праздники и по выходным, зато работать легче. Но квартиру в этом районе пока полицейский себе позволить не может.
Не секрет, что немаловажен и тот факт, в каком коллективе приходится работать. И здесь, признается Юрий Лазарев, ему повезло.
С коллегами работает бок о бок уже много лет, ответственность друг на друга не перекладывают, участки подведомственные не делят.
‑ Мы утром собираемся, и решаем, кто чем будет заниматься, —
рассказывает Юрий Лазарев. –Кто-то один остается принимать граждан, остальные расходятся по территории. У нас нет такого, что ты смотришь свою улицу, а на соседнюю тебе наплевать. Мы все работаем на участке.
После окончания трудового дня Юрия Лазарева ждет другая «работа» — отца и мужа. У него подрастают двое сыновей. На вопрос, пожелал бы детям профессию участкового, отвечает положительно, но с оговоркой.
‑ Одному бы пожелал, он спортом увлекается и такой неугомонный, — смеется Юрий, — а второй –он усидчивый, учится хорошо, книжки любит читать, не удивлюсь, если выберет для себя занятия наукой. В любом случае, что бы они ни решили, пойму и приму.
Вот такой он, современный рыбинский участковый: немного философ, часто — знаток человеческих душ и внимательный собеседник. Его работа, как поется в старой песне, и опасна, и трудна, и не видна. И не всегда оценена по достоинству. Но без него и его коллег нам было бы, наверное, сложнее жить. Поэтому, от чистого сердца: с праздником!