По «наводке» поэта
Существует версия, что идею волжского путешествия Чернецовым подсказал Пушкин. Будто бы в разговоре с братьями великий поэт сказал: «Больно уж вас, художников, прельщает то Италия, то Кавказ. И я этим грешу. А вот на Волге по-настоящему не бывал».
За достоверность этой версии говорит и то, что в петербургской квартире Пушкина, на набережной реки Мойки, 12, висела картина Никанора Чернецова «Дарьяльское ущелье».
В начале мая 1838 года братья Чернецовы прибыли в Рыбинск. Местные доки-судоходцы посоветовали художникам дождаться прибытия в город хлебного каравана и купить для путешествия одну из пришедших барок.
Прибытие каравана братья описали в своем дневнике: «Жители спешили на берег Волги полюбоваться на величественное вступление мучного флота-кормильца в Рыбинскую пристань. Но как изобразить пером картину, которую в первый раз в жизни удалось нам увидеть! Суда на белых парусах, как лебеди, горделиво плыли к городу, вымпелы на мачтах вились знаменами. Караван, пришедший в тот день, состоял из 60 судов… А вот и берег оживился песнями и говором бурлаков. С ложками за тесьмами или лыком на шляпах, в липовых башмаках эти рекоходцы-труженики высыпали на Рыбинскую пристань и, забыв о своей лямке, огласили берег удалыми песнями. Стоит быть в Рыбинске для того только, чтобы видеть приход подобного каравана!»
В Рыбинске
Пока ждали караван, пока плотники ставили на палубе купленной барки домик-художественную мастерскую, братья осматривали город и рисовали его виды. Конечно, они не могли не обратить внимания на главную достопримечательность Рыбинска:
«Собор здешний, существуя около двух столетий, есть единственная древность в городе. Прекрасная соборная колокольня построена в 1802 году, высота ее более сорока сажен, звон огромного колокола, величественно разливающийся по Волге, далеко бывает слышным».
Строго говоря, это был не собор, а Преображенская соборная церковь, построенная в середине семнадцатого века. Конечно, местные жители не могли не рассказать художникам, что храм доживает последние дни. Что принято решение о его сносе и строительстве на этом месте действительно собора. И с гордостью добавляли: проект будущего собора разработал столичный архитектор, член Петербургской академии художеств, сам Авраам Иванович Мельников. Рыбинск уже мог себе позволить столь дорогое сооружение.
14 июня 1838 года в Преображенской соборной церкви прошло последнее богослужение, после чего начали разборку храма. Чернецовы уже не могли этого видеть, они были в пути. Но Преображенская церковь осталась навсегда жить на их рисунке.
Неизвестно, рисовали ли Чернецовы колокольню, построенную, как выяснили рыбинские краеведы, в 1795-1804 годах по проекту архитектора-самоучки, костромского купца Степана Андреевича Воротилова. Ведь многие рисунки Чернецовых были впоследствии утеряны. Колокольня не могла не привлечь внимания художников. В настоящее время это один из трех лучших архитектурных памятников Рыбинска.
Еще один сохранившийся рисунок Чернецовых — это дом купцов Поповых на углу улицы Крестовой и Преображенского переулка. Поповы – самая богатая и влиятельная купеческая династия Рыбинска конца восемнадцатого – первой половины девятнадцатого веков. Алексей Иванович Попов представлял интересы всего ярославского купечества в Уложенной комиссии 1767-1768 годов при Екатерине Второй. Его сын Лаврентий Алексеевич был рыбинским городским Головой в 1802-1812 и 1818-1621 годах.
Дом на углу Крестовой улицы и Преображенского переулка был построен А.И. Поповым в 1780-х годах. Он стал единственным жилым строением Рыбинска, уцелевшим в сметающих все и вся пожарах на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Благодаря тому, что на его окнах имелись стальные ставни, а под крышей — металлические же стропила.
В Рыбинске Чернецовы написали также несколько акварелей с видами Волги. Их работы «Проводка барж лошадьми на Волге», «Караван судов близ Рыбинска», «Разливы в Рыбинске» и другие в настоящее время хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Вниз по Волге
22 мая Чернецовы тронулись в путь. Если позволял ветер, шли под парусом. Иногда на веслах, а порой и просто по течению. Останавливались, когда встречали что-то интересное для зарисовки.
За время путешествия братья прошли на лодке через территории семи губерний. Закончился поход в 47 верстах до Астрахани, когда лодка вмерзла в лед. До Петербурга добирались на санях с запряженными в них лошадьми.
За время путешествия художники сделали 1982 рисунка волжских достопримечательностей. Чернецовы задумали наклеить рисунки на ленту, чтобы создать и уникальную панораму волжских берегов.
Эта гигантская работа длилась тринадцать лет – столько же времени в Рыбинске строили Спасо-Преображенский собор. Работа прерывалась поездками в Италию, Египет, Палестину, Сирию, где художники написали много замечательных пейзажей.
В 1851 году Чернецовы впервые представили зрителю свою панораму. На Васильевском острове в Петербурге построили специальный зал в виде каюты. Зрители-«пассажиры» в окна-иллюминаторы наблюдали, как перед ними проплывали виды волжских берегов. Это вращались два вертикально установленных цилиндра с намотанной на них 700-метровой панорамой.
Вот такое «кино» создали художники, братья Григорий и Никанор Чернецовы.
А.Б. КОЗЛОВ, сотрудник Рыбинского музея-заповедника