Я боюсь уже что-то предполагать, — архитектор Наталья Гончарова очень эмоциональна, — мы ждали решения денежного вопроса еще в июле, чтобы открыться в августе, затем перенесли на сентябрь, потом — на конец ноября. И вот появились слухи, что произойдет это не раньше, чем весной. Сделано очень много, и останавливаться за шаг до открытия очень обидно.
До финала осталось действительно совсем немного – около 5% всего объема реставраторских и строительных работ. За два года работ вокзал уже принял облик, близкий к тому, что был в начале 20-го века. Его внешний вид восстанавливали по сохранившимся фотографиям. Лепнина, деревянные порталы, плитка, сделанная по старинному образцу, винтовые лестницы — каждая деталь продумывалась, и лишь после этого занимала свое место. Например, деревянные панели, которыми обшивали нижний ярус стен, восстанавливали по чудом сохранившемуся образцу, обнаруженному за одним из киосков.
Еще одним объектом, появления которого ждут с нетерпением, станет дебаркадер – металлический навес над перроном. Его создает рыбинский кузнец Александр Третьяков. Он также стал автором ограждений для лестниц и пандусов.
— Реставрировать здания, которые будут функциональными, очень непросто, — рассказывает Наталья Гончарова, — приходится учитывать требования времени: современные системы, оборудование. Например, меня очень огорчает, что на деревянные панели крепят металлические щиты – это требования пожарных. Смотрится очень неэстетично, но без этого вокзал не примут в эксплуатацию.
Функциональность вокзала – одно из главных условий, которое требовалось соблюсти при реставрации. Это здание будет активно использоваться: соседство железнодорожникам должен составить автовокзал. Его зал ожидания расположится в том крыле, где раньше был ресторан. Часть помещений займут комнаты отдыха, камеры хранения, кафе и другая обязательная для современных вокзалов инфраструктура. Но, опять же, возникает вопрос – когда рыбинцы и гости города смогут всем этим воспользоваться?
— Изначально предполагалось, что эксплуатация начнется, как только будут завершены реставрационные работы, — объясняет Наталья Николаевна. – На время установки дебаркадера была бы закрыта часть перрона, но самим зданием можно было бы пользоваться. Но руководство Северной железной дороги решило иначе, и теперь мы ждем монтажа металлических конструкций.
По последним данным службы корпоративных коммуникаций СЖД, открытие вокзала планируется на весну 2014-го года. А завершить все работы московский подрядчик должен к 1 октября 2014 года. Вместе с отреставрированным зданием, рыбинцы увидят обновленную площадь, работы на которой уже начались и проводятся за счет городского бюджета.
На 2013 год планируется освоить 55 миллионов рублей – 44 из регионального и 11 из городского бюджетов. Эти средства пойдут на расчистку территории от зеленых насаждений, замену опор освещения, проведение земляных работ и подготовку площади к асфальтированию. Само покрытие начнут укладывать в мае следующего года. Как сообщают в пресс-службе администрации, это связано с температурным режимом, необходимым для этого вида работ. Кроме самой площади будет заменен асфальт на выездах улиц Луначарского и Пушкина до пересечений с улицей Плеханова.
Всего на ремонт привокзальной площади потратят порядка 112 миллионов рублей.