Свежий номер «Углече поле» можно просто полистать, чтобы представить, как выглядели затопленные Молога и окрестные села, кто там жил, чем занимался. Журнал наполнен интересными снимками, в том числе и теми, что прежде были недоступны широкой аудитории. Но гл
авное, пожалуй, что материалами послужили не только исторические факты, но и воспоминания людей, живших на Мологской земле. Собранные под одной обложкой рассказы показывают другую, живую и цветущую Мологу.
Житель хутора Ножевской Мологского уезда Павел Зайцев, вспоминая деревенское детство, описывает, какой плодородной была земля. Все богатства природы – речная рыба, лесные звери, ягоды и грибы, злаковые культуры – были доступны для мологжан. Жители не испытывали недостатка в хлебе, сеяли в основном яровую пшеницу, а также овес и ячмень. Ячмень шел для варки пива, а овес – для корма скота, особенно лошадей. Павел детально описывает посевную и свой первый рабочий день в 13 лет. Из таких рассказов-воспоминаний состоит его книга «Записки пойменного жителя».
Об иной стороне жизни – трагической – вспоминает мологжанин Сергей Куликов. Ежегодно доставляла проблемы река, выходившая в период половодья из берегов. Ярко запомнился автору год, когда подъем воды в реке был особенно велик. На глазах жителей от берега отламывались пласты земли шириной по два метра и с грохотом обрушивались в пучину. Под воду уходили заборы и сады расположенных вблизи домов, возникала угроза для хозяйств.
Историк Елена Павлова рассказывает о сицкарях — малой этнической группе, проживавшей на территории Мологи. Их немногочисленные потомки обитают сейчас в Брейтовском районе Ярославской области, территорию которого составляет часть земель исторического Мологского уезда. Их наименование, очевидно, произошло от названия реки Сить, где начиналось заселение мологских земель. Живя в отдалении от крупных административных центров, сицкари занимались различными промыслами и ремеслами, но славились как отличные плотники с уникальным стилем. Однако в начале 20 века сицкари стали уезжать в города, что привело к постепенной утрате их самобытности, культуры и языковых особенностей.
Мологу в контексте культурной жизни страны конца 19 — начала 20 века рассматривает историк София Ерохина. По ее словам, Молога была хоть и маленьким городом, но с богатой духовной жизнью. С 80-х годов 19 века в Мологе существовал музыкально-драматический кружок, позже реорганизованный в Общество любителей музыкального и драматического искусств. В 1900 году в городе открылось вольно-пожарное общество. Любопытно, что его члены вовсе не ограничивались помощью в тушении пожаров. Они были активными участниками общественой жизни: заливали катки зимой, внедряли кинематограф, создавали оркестры и библиотеки. В начале 20 века возникли так называемые дамские кружки, где женщины занимались пошивом белья, упаковкой лекарств для раненых и больных воинов, устраивали сборы денег, распространяли идеи санитарного просветительства.
Елена БОЙКОВА