— Ой, вы знаете, я сегодня не могу. Мне домой надо: Юрке компресс делать.
— А завтра?
— Да, завтра. Нет, завтра я не могу. Нас завтра в пионеры принимают.
— Тогда, возможно, в среду?
— Да, в среду. В среду возможно. Нет, в среду невозможно, в среду мы с Валечкой задачками занимаемся. Ей, понимаете, задачки никак не даются.
— Ну, а в четверг?
— В четверг точно нет. У меня в четверг банный день, я младших отмываю. Что — то я все говорю…
— Вы же говорите правду. Обыкновенную правду жизни.
(из к/ф «Однажды 20 лет спустя»)
Тройной успех
Как-то под Новый год мать Сергея Груздева загадала, чтобы у невестки родилась двойня. Перестаралась в своем желании будущая бабушка! На первом же УЗИ Ольге Булгановой «просветили» тройняшек. Новость ее, конечно, удивила, но не шокировала. 27-летней Ольге уже очень хотелось детей. В семье родились три мальчика. В октябре этого года троица отметила свой первый день рождения.
Для всех родителей первый год – самый трудный. Для Ольги Булгановой он стал трудным втройне: легко ли укачать троих новорожденных, приготовить втрое больше пеленок и распашонок? И тут уж старший не более самостоятелен, чем младший, разница — то в считанных минутах. Две коляски: одна обычная, другая — для двойняшек. И если бы не плохие дороги, говорит мама, она бы и с двумя колясками справилась на прогулке. Сегодня Ольга уже может рассказать о характерах своих сыновей, кто и чем отличился за первый год жизни. Самый старший сын Артемка, по словам его мамы, баловник, неженка и капризуля, средний Руслан — самый шустрый и зубастый, кусает братиков, а самый маленький и хитрый Марик, хоть и начал позже всех держать голову и ползать, обогнал всех в ходьбе, уже пять шагов делает. Вот такое тройное женское счастье привалило.
Пять баллов
Юлия Макшакова уникальной мамой себя не считает. Она — жена священника и, по ее словам, пять детей – это еще не много, в других православных семьях и больше бывает. Удивительно, что часто мы слышим, как жалуются мамы на усталость и нехватку личного времени, воспитывая при этом одного или двух детей. А от Юлии мы услышали только «да у меня уже трое выросли». Старшей дочери Марии 18 лет, она учится в университете Санкт-Петербурга на химико-биологическом факультете. Сын Дмитрий в этом году окончит школу №1. Его брат-погодок Роман — в 10 классе, чемпион области по боксу и имеет знак ГТО. Младшим девочкам Кате и Ксюше — 9 и 7 лет. Своими проблемами и тяготами мама не делится. А помимо того, что семья многодетная, в ней один ребенок с ограниченными возможностями. У дочери Кати – ДЦП. Но голос у мамы спокойный и приветливый. А в небольшом дворике их дома, в ущерб огороду, до сих пор стоят качели и песочница.
Великолепная восьмерка
У Валентины Зеленой 8 детей! Старшей дочери 19 лет, младшей – 7. И она сама, и ее муж Петр росли в таких же многодетных семьях. Супруги просто знают: много детей – это хорошо, и решили, пусть будет «сколько бог пошлет». Но позже изменили решение и взяли на воспитание еще и приемного ребенка.
Семья о бытовых трудностях не рассказывает. Прибрать дом и начистить на всех картошки к ужину – не проблема, по мнению главы семейства Петра Зеленого. А вот невнимание администрации к многодетным семьям он остро ощутил на себе. Пять лет пришлось побегать отцу по областным инстанциям и обращаться к особо влиятельным людям, чтобы улучшить жилищные условия. Немало сил ушло, чтобы добиться единого проездного билета для дочери, которой нужно было ездить в бассейн с пересадками. Поэтому когда в доме сломался отопительный котел, который стоит 35 тысяч, семья на помощь уже не надеется. Дольше бегать и опять слышать в ответ «надо было думать, когда такую большую семью создавали».
Но такие критические ситуации случаются не каждый день, и родители все равно уверены: много детей – это правильно, это хорошо.
Олеся САГИТОВА