В Рыбинске медицинских сестер на пикет вывела Елена Крикова, медсестра-анестезист высшей категории. Елена имеет солидный стаж – 34 года работы в реанимации. Она давно вышла на пенсию и могла бы заниматься личными делами, если бы не потребность в деньгах. При всем опыте и заслугах, ее ставка составляет 5800 рублей. Плюс проценты за вредность и стаж. В целом набегает не больше 11 тысяч за месяц, притом «грязными».
— Поскольку все повышения зарплаты насчитываются от оклада, то прибавку мы получаем 100-200 рублей. Надо ли говорить, что значит эта сумма при сегодняшних ценах? – задает Елена риторический вопрос. – Средние зарплаты медицинских работников высчитываются вместе с подработками. А если учесть, что большинство берет полторы-две ставки, то «средний» доход и получается соответствующим. Но это уже нельзя считать нормальными условиями труда и отдыха.
Неудивительно, что при таких «расценках» молодежь не торопится надевать белые халаты, не идет в государственные лечебные учреждения. Выпускница Рыбинского медицинского училища рассказывает, куда разбегаются молодые медики:
— Многие мои сокурсники уехали работать в Ярославль на «скорую», и среди массы впечатлений о работе, которыми они делятся, есть грустная нотка: основная часть зарплаты уходит на проезд. Некоторые ушли работать в частные стоматологические кабинеты. Первое время они были счастливы и при деньгах. Потом поняли, что если работаешь –
зарплата будет, а уходишь на больничный или в отпуск – денег не увидишь. К тому же стаж в таких организациях не идет, а через пять лет действие диплома заканчивается и можно отправляться переучиваться. Лучше дело обстоит в аптеках. Среднего медработника берут на должность продавца-консультанта и обещают обучение на фармацевта. График у них обычно удобный, зарплата – в районе 15 тысяч рублей.
В последнее время пошла тенденция на другие квалификации. Например, на базе медицинского образования можно получить сертификат массажиста, косметолога, визажиста, инструктора ЛФК и аквааэробики, и даже тату- и пирсинг-мастера. Естественно, обучение платное, причем разброс цен – от 10 до 75 тысяч рублей. Но это уже место в салоне красоты и за более высокую плату, нежели на должности медсестры.
В это время старшее поколение медработников выходит добиваться правды на городские площади. Последуют ли за митингами какие-то действия «сверху», или они окажутся холостым выстрелом, мы узнаем позже. Однако уже сам выход людей с требованиями на улицу демонстрирует как минимум наличие проблемы. Как говорят медики, становится обидно и непонятно, когда денежное довольствие таких же бюджетников, как они – учителей, воспитателей – растет, а их измеряется грошовыми суммами.
Казалось бы, первым помощником и пунктом обращения медсестер должен был стать профсоюз. Но на это предположение Елена отвечает отрицательно:
— Профсоюзы не могут защитить нас. Я разуверилась в профсоюзе. Вышла из его состава пять лет назад, ведь он ничем не может нам помочь. Даже чтобы провести этот пикет, я вынуждена была сама изучать закон, дабы не выйти за рамки дозволенного. На пикет планировали собраться человек 50, примерно столько нас и было. Вышли в основном медсестры. Врачи нас слабо поддержали – кто-то побоялся вый-
ти на улицу, сказать свое слово, другие считают, что мы ерундой занимаемся, и толку от этого не будет. Несколько человек подошли, пока мы стояли на площади. Молодых практически не было.
До сегодняшнего дня, по словам медиков, никакой реакции от вышестоящих чинов они не услышали. Резолюция пикета была отправлена в том числе и министру здравоохранения Веронике Скворцовой. Требования кратко выражены в трех пунктах – рост зарплаты, снижение трудовых нагрузок, повышение качества и доступности медицинской помощи населению.
— Мы хотели организовать еще один митинг в декабре, — добавляет Елена Крикова. — Но сейчас я сомневаюсь, что его удастся собрать. Прошла информация, что в некоторых больницах главные врачи запретили своим сотрудникам выходить на площадь с плакатами.
Ирина Букарева, председатель городского комитета профсоюза работников здравоохранения Рыбинска:
— Медики мне звонили, предлагали профсоюзу присоединиться к их акции. Но у меня другая позиция, которую я им и озвучила. Все повышения зарплаты медикам делаются в рамках, обозначенных правительством области, в Рыбинске заработная плата выплачивается полностью и в положенное время, случаев незаконного увольнения не было. Всевозможные митинги имеют смысл, когда требуешь конкретных действий, и немедленно.
Надо учитывать, что существует постановление правительства Ярославской области об утверждении плана мероприятий по развитию здравоохранения в регионе до 2020 года, так называемая дорожная карта. В ней предусмотрено повышение базовых окладов медиков на 10% с 1 января 2014 года. Врачам-анестезиологам, потребность в которых у нас просто катастрофическая, назначается доплата в размере 5 тысяч рублей. Для привлечения кадров в медицину студентам на старших курсах медакадемии будет начислена повышенная стипендия. Кроме того, если учащийся, например, рыбинец, получил образование в Ярославле, а затем вернулся в родной город, ему будет оказана материальная поддержка и помощь в получении жилья.
Елена Бойкова