Обновленное приемное отделение позволяет одновременно разместить 14 человек. Одно крыло со спальнями и общей игровой комнатой предназначено для малышей, другое – для старших ребят. Кроме того, в здании оборудованы медицинский блок, столовая, комната воспитателей, кабинет психолога, библиотека. Прежде на улице Ухтомского, 22а располагалось приемное отделение и стационарное отделение «Свеча». Новые санитарные нормы потребовали капитального ремонта и переоборудования, в результате чего в здании осталось только приемное отделение. Оно отвечает всем современным нормативам по временному пребыванию детей.
Сегодня в структуре «Наставника» — четыре здания и 150 сотрудников, а начиналось все с телефона доверия и трех психологов. «Наставник» — крупнейший в Центральном федеральном округе социально-реабилитационный центр и по числу оказываемых услуг, и по количеству детей, которым он помогает. Это учреждение, новейшие разработки которого используют в своей практике другие центры помощи нашей области. Единственный центр в регионе, где создана и действует семейно-воспитательная группа.
— Это такая практика, когда детей, временно живущих в нашем центре, добрые люди принимают на воспитание в свои семьи, — рассказывает о работе группы директор центра «Наставник», психолог высшей категории Геннадий Савин. — Как бы ни было хорошо в реабилитационном центре, это все равно не дом. Если у человека нормальные жилищные условия, он хотел бы помочь ребенку, он устраивается ко мне на работу воспитателем. Питание, обучение ребенка оплачивается, взрослый получает зарплату. А ребенок живет в семье, пока не решится его судьба.
Директор центра «Наставник» Геннадий Савин
Психолог вспоминает: когда создавали центр в сложные 90-ые годы, думали, что со временем детских проблем станет меньше. Оказалось, нет. Основная проблема, о которой подростки говорили тогда и говорят сейчас, на что жаловались сто, а может, и двести лет назад – меня не слышат, меня не понимают.
— Младшие школьники не готовы к жизни в школьном коллективе, переход из садика в школу для них болезненный. Очень низкая мотивация детей на обучение, проблемы с поведением, имеют место внутрисемейные конфликты, — продолжает перечислять вопросы, с которыми обращаются в «Наставник», Геннадий Савин. — В этом нет ничего особенного, сейчас в детородный возраст вошли дети конца 80-ых — начала 90-ых, которые сами росли в безвременье, порой не зная, что такое хорошо и что такое плохо. Кроме того, много одиноких матерей, брошенных детей.
«Наставник» работает в сотрудничестве со всеми социальными службами, и все знают, что за решением практически любых проблем детей – от медицинских до юридических – можно обращаться в центр. Свой принцип работы Геннадий Савин характеризует кратко: все дети, вне зависимости от того, из какой они семьи, должны получить все виды помощи, которую оказывает центр.
Елена БОЙКОВА