Вы вряд ли распознали бы в Стиве настоящего индейца. Коренной американец обладает вполне европейской внешностью, и многие рыбинцы приняли бы его за своего земляка и могли обратиться с банальным вопросом: «А этот троллейбус идет прямо или сворачивает?» Но Стив показал нам документ, подтверждающий, что он действительно из племени «черноногих» — оригинальное название «пикуни». Резервация «черноногих» находится в Монтане, и хотя сам он сегодня проживает в Сиэтле, штат Вашингтон, и занимает пост главного инженера крупной строительной компании «Andersen Construction», Стив регулярно навещает своих родственников. «Всего 12 часов на машине!» — говорит он.
Современные индейцы давно не носят ирокезы и томагавки, так же как и русские мужики не ходят под руку с медведем. Соплеменники Стива, как и все, живут в домах, ходят в джинсах, пользуются телефонами, едят гамбургеры и ростбифы, а дети получают подарки от Санта Клауса. Правда, социальный и экономический уровень в резервациях существенно ниже и уровень безработицы значительно высок, нежели за пределами резерваций. Но в целом это такое же американское общество.
Примечательно, что мы познакомились не с простым индейцем, в жилах Стива течет кровь воинов и вождей. Но сегодня в племени их нет. Решением всех вопросов занимается Совет племени, и это политический орган.
У племени есть свой язык, правда, только устный, и владеют им преимущественно люди старшего поколения, которые все же пытаются сохранить его и передать молодежи. Сам Стив признается, что даже русский знает гораздо лучше, чем свой родной язык.
Что же тогда сохранилось от индейцев прошлого? А сохранилась богатая культура и традиции, племя «черноногих» свято хранит их, совершаются древние ритуалы и выполняются старинные священные обряды.
Наиболее яркий пример – Sundance, «танец Солнца». Несмотря на такое теплое и красивое название, ритуал очень серьезный и тяжелый. Он проводится летом и длится четыре дня подряд. Во время этой длинной церемонии нельзя ни есть, ни пить, ни разговаривать, ни мыться, можно только смотреть на палящее солнце, молиться и исполнять священный танец. Участники даже прокалывают свою кожу специальными крючками, которые могут разорвать тело. Таким образом, можно попросить прощения и получить благословение высших сил.
Во время «танца Солнца» индеец может обратиться к Создателю с самой сокровенной и искренней просьбой. Так, Стив вместе со своей родней просил излечить тяжелобольного родственника, перенесшего инсульт. Родной брат больного исполнил «танец Солнца». На следующий день после ритуала человек, находившийся две недели при смерти, сразу пошел на поправку и смог дышать без аппарата искусственного дыхания, к которому был подключен.
Кстати, во время такого танца Стив и получил свое индейское имя, которое может меняться в течение жизни. Его дают за заслуги или подвиг. Случилось так, что одному из участников «танца Солнца» стало очень плохо. Стив отнес его в тень дерева и стал прикладывать к его телу холодные камни. После этого он набрал холодных камней и отнес другим участникам «танца Солнца». Старейшина, руководящий ритуалом, спросил, зачем он это делает, и Стив объяснил, что хочет спасти соплеменников от перегрева. Тогда старейшина после долгого раздумья произнес: «Это не вода и не лед. Это от Матери Земли. Значит, это естественный холод» и позволил продолжить танец, используя камни, принесенные Стивом. Танцующие удерживали холодные камни подмышками и в руках. После этого случая Стива стали называть Человек священного камня.
«Танец Солнца» — сакральный ритуал, его нельзя снимать на фото и видео. А для того чтобы просьбы и молитвы дошли до Создателя, «танец Солнца» нужно исполнить как минимум четыре раза.
Рядом с резервацией черноногих проживает стадо бизонов, мясо этих животных употребляют в пищу, а шкуры идут на вигвамы. Несмотря на то, что живут индейцы в домах, во время проведения священных ритуалов и обрядов используются традиционные индейские жилища. Во время выполнения всех ритуальных действий мужчины и женщины одеты в традиционную одежду, на лицо наносится узор ритуальными красками. Как и прежде, церемонии совершают шаманы. Так, во время свадебного ритуала шаман просит жениха и невесту, взявшись за руки, перепрыгнуть через специальную полотняную дорожку, напоминающую русский половик, — символ вступления молодых в новую жизнь.
Табачный дым является также священнодействием. Идущий вверх дым является символом того, что молитва обращена к Создателю. Дымом тлеющей травы шалфей «черноногие» очищают тело человека и его жилище от злых сил.
Индейцы до сих пор пользуются трубками, правда, курят их только во время обрядов и ритуалов, и если передают по кругу, то это объединяет и усиливает молитву участников.
Небольшие жестяные амулеты на кожаной веревочке, которые Стив всегда носит на шее под рубашкой, — единственные индейские аксессуары. На одном из них изображен медведь. Стив говорит, что это его хранитель. Человек священного камня любит и уважает своего святого и много раз встречался с ним в дикой природе. Однажды он проходил на расстоянии 20 метров от медведя-гризли, но животное, в силу плохого зрения и нахождения Стива на подветренной стороне, сохранило мужчине жизнь. В телефоне Стива много фотографий медведей, но все же снимок гризли Стив предпочел сделать только после того, как оказался в своей машине.
Как ни странно, но вопрос о цели визита в наш провинциальный российский город возник уже под конец нашей увлекательной беседы. Оказалось, что Стив уже бывал в Рыбинске 20 лет назад. В 1989 году танцевальный коллектив «Серпантин» из Дворца культуры «Авиатор» ездил в Сиэтл для участия в «Играх доброй воли». Звукорежиссера коллектива разместили в доме Стива и его жены. В ответ на гостеприимство наш земляк пригласил американскую пару в Россию. В 1990 году Стив принял приглашение и обзавелся рыбинскими друзьями. Помимо Рыбинска, он побывал в Ленинграде, Киеве, Мышкине, Угличе, Пошехонье, Петрозаводске. Спустя 20 лет Андрей Родин, который выступил в роли переводчика в нашем интервью, нашел своего американского друга в социальной сети. Сегодня Стив снова гуляет по улицам Рыбинска, навещает старых и новых друзей, угощается борщом, пельменями и салатами. По словам Стива, в России многое поменялось со времен пустых прилавков, но друзья, их радушие и гостеприимство остались прежними, поэтому за полтора года он уже третий раз в нашем городе.