Транспортная схема Рыбинска не менялась уже 18 лет. Перемен требуют не только наши глаза, каждый день наблюдающие вечерние пробки, и ноги, зябко пританцовывающие в ожидании транспорта, но и городские маршруты, расписание, инфраструктура. Попытки пересмотреть схему власти предприняли в декабре. Блин оказался комом. Причины и дальнейшие планы по изменению движения общественного транспорта «РН» обсудила с заместителем главы по городскому хозяйству Денисом Добряковым.
— Денис Валерьевич, вы неоднократно заявляли о необходимости пересмотра имеющейся транспортной схемы Рыбинска. Она настолько устарела?
— Маршрутная сеть Рыбинска требует обязательной актуализации. Основная ее часть была создана 18 лет назад с учетом требований того времени. Тогда и промышленные предприятия находились в другом положении, и штат сотрудников был иным, и транспортный трафик распределялся иначе. Сейчас все изменилось, поэтому для получения объективной и актуальной картины мы в прошлом году заказали серьезное исследование пассажиропотока в Рыбинске. Может быть, ктото из горожан замечал на остановках людей с регистраторами, которые фиксировали наполняемость транспорта во всех районах. Была проведена большая работа, систематизировано огромное количество данных, и сейчас мы имеем подробный анализ и основанные на нем рекомендации по оптимизации транспортной схемы.
- Результаты исследования вас удивили?
Скорее, они подтвердили все наши опасения. Все те проблемы, которые мы констатировали, нашли подтверждение в исследовании: перегруженность главных улиц, необходимость пересмотра расписания, неравномерность пассажиропотока и многое другое. Мы не просто должны, а уже вынуждены пересматривать схему. Понятно, что она будет привязана к существующей маршрутной сети, но без дополнительной адаптации к современным реалиям не обойтись. Сейчас у нас есть все данные, разработан перечень рекомендаций, казалось бы, бери да делай. Но проблема в том, как сделать это с учетом интересов всех жителей Рыбинска? В конце года мы провели эксперимент с тремя маршрутами и сразу получили негативную реакцию общества. Работа по пересмотру транспортной схемы предстоит очень серьезная, и выполнять ее нужно правильно – через общественные обсуждения, согласование в администрации и Муниципальном Совете, проведение соцопросов и работы выездных групп.
- Почему вы считаете, что декабрьские изменения это неправильная мера? Пассажиры «десятки» были возмущены, а жители Кировского, у которых появились дополнительные рейсы «двойки», более чем довольны. Не считаете ли вы, что угодничаете народу, поспешно отменяя принятые решения, едва получив негативный отклик?
- Мы не угодничаем. Та реакция, которая была получена после изменения двух маршрутов, адекватно и объективно отразила сложившуюся ситуацию. Если бы в администрацию обратились два человека с явно эмоциональными претензиями, то мы, конечно, ограничились бы разъяснительной работой. Но нам поступили письма от главного промышленного предприятия города, общественных организаций, депутатов, жителей с указаниями на доставленные неудобства. Когда страдают интересы сразу нескольких сторон, это сигнал к действию.
Вокруг «двойки» и «шестерки» действительно развернулась конфликтная ситуация. За счет сокращения маршрута №6 мы удлинили хвост «двойке». В итоге одним жителям неудобно, другим хорошо. Мы отменили принятое решение как скороспелое и вернули все на предыдущие позиции. И вновь конфликт интересов: пассажиры «шестерки» довольны, жители Кировского бьют тревогу. Угодить всем, соглашусь, невозможно, и изменения все равно будут. Я не могу сказать, что они пройдут незаметно, но мы приложим все усилия, чтобы они были максимально безболезненными.
- Что особенно остро нуждается в изменениях?
— У нас серьезно перегружена улица Крестовая. И частные перевозчики, и маршрутные такси, и ПАТП1 пытаются ее охватить как наиболее прибыльную зону. Более того, не все еще и работают легально. Предприятия, владеющие маршрутными такси, регулярно нарушают условия договора, интервал движения, работают без разрешительных документов и лицензионного сопровождения. Отсюда конфликтные ситуации на дорогах, пробки, «тяжелые» перекрестки: на улицу Крестовую практически невозможно повернуть ни с одной прилегающей улицы Луначарского, Румянцевской, Гоголя. А насыщение транспортом в центре города достаточное и даже чрезмерное. И тем не менее, все перевозчики хотят туда заявиться.
Но наш самый больной вопрос – обеспечение транспортным сообщением периферийных районов: Судоверфь, ГЭС, Волжский, Копаево. И в этой связи некорректно сравнивать работу муниципального автобусного предприятия и теперь уже частного троллейбусного. Оно, действительно, здорово справляется даже в рамках умеренного тарифа, но электротранспорт охватывает основные промышленные предприятия и центральную часть города, в то время как в зоне обслуживания ПАТП1 – отдаленные районы с невысокой плотностью населения.
— Руководство «Рыбинскэлектротранса» неоднократно заявляло, что предприятие и радо бы поехать дальше, и даже готово к монтажу сети и приобретению машин, способных частично обходиться без питания, но никто их в отдаленные районы не пускает.
— Анализ транспортной схемы проводился еще и для того, чтобы оценить необходимость пересмотра и «расторговки» маршрутов. И это более чем реальная перспектива. Но для того, чтобы перераспределить подвижной состав и зоны обслуживания, мы должны понять, где оптимизация принесет наибольший эффект, какие маршруты нужно составить, как это скажется на общем транспортном обеспечении жителей? У нас нет задачи поправить экономическое положение муниципального предприятия, более того, оно выставлено на продажу, и никаких интересов администрации в транспортной монополии нет. Мы будем только рады, если в Копаеве появятся троллейбусы. Для нас самое важное получить оптимальную схему.
— Будут ли задействованы в новой схеме те улицы, где сейчас общественный транспорт не ходит?
- Для этих целей теоретически подходит улица Чкалова, но движение там пока не возможно, так как в проекте не были заложены остановки и соответствующее благоустройство. Поэтому я и настаиваю на программном всеобъемлющем документе, который опирался бы и на проведенные исследования, и давал возможность в комплексе рассматривать состояние всей системы с учетом пассажиропотока, общественного транспорта, личных автомобилей, пешеходов, велосипедистов и других участников дорожного движения. Сейчас обработка данных и долгосрочное планирование на пальцах уже невозможны. Оптимизация должна проходить с помощью компьютерных технологий. Но при этом мы понимаем, что живем не в виртуальном мире, где применил функцию, нажал кнопку и все хорошо. В реальности, если человек годами ездил по одному маршруту, то в случае малейших сдвигов дискомфорта не избежать. И очень важно заранее прорабатывать альтернативные решения, предугадывать все возможные неудобства и вытекающие последствия. Поэтому, скорее всего, временной диапазон внедрения изменений в транспортную схему Рыбинска придется увеличить. Нам хотелось сделать все сразу и хорошо. Но даже прописанные сроки по оптимизации маршрутной сети предполагают два года. Я думаю, мы будем внедрять ее дольше. Очень важно свести все возможные ошибки к минимуму. Они слишком дорого нам обходятся.
Светлана ИЗРАЙЛЕВА