День первый
Заявление в полицию поступило 10 февраля около полуночи от мамы Вани Мирова. По имеющейся у нас информации, родители мальчика вместе не живут, воспитанием сына занимается молодая мама Юлия. Девушку жители поселка характеризуют исключительно с положительной стороны – отзывчивая, заботливая, за ребенком следит, спиртным не злоупотребляет, в сомнительных компаниях не замечена. Чтобы обеспечить себя и сына, работает в местном магазине продавцом. График предполагает и вечерние часы, поэтому мальчика неоднократно видели с Юлией в магазине. По словам людей, знающих семью, Ваня — ребенок активный, но домашний, любопытный, но послушный, далеко никогда не уходил, проблем своим поведением не доставлял.
В тот день, по предварительным данным, Юлия работала, а за детьми должна была присмотреть ее знакомая – мама пропавшей Даши, Анастасия. По каким причинам дети остались одни, следствие не разглашает, но когда Юлия в десятом часу вечера вернулась после смены домой, ни Даши, ни Вани она не нашла. Обежав всех друзей и знакомых, девушка обратилась в полицию.
С рассветом на месте уже были спасатели, кинологи, полиция и ОМОН. К обеду к ним присоединились волонтеры «ЯрСпаса». Вскоре приехали поисковили московского отряда «Лиза Алерт». По показаниям некоторых свидетелей, детей вечером видели у реки, поэтому самой распространенной версией было предположение о том, Даша и Ваня пошли к Волге, и это закончилось трагедией. Берегу оперативные службы уделили самое пристальное внимание. Как пояснили нам спасатели, детские следы там действительно были обнаружены, но, так как в этом месте бывает достаточно многолюдно, нет никаких возможностей установить, принадлежат ли они пропавшим Даше и Ване. Под лед неоднократно спускались водолазы, но тел детей так и не нашли.
— Изначально на этом участке было очень сильное течение, — рассказал «РН» руководитель поисково-спасательного отряда Александр Слюсаренко, — сейчас ГЭС прекратила сброс воды, поэтому стало возможно нормально работать.
Для поиска детей с воздуха был направлен вертолет МЧС. Местные жители обошли все заброшенные дома и пустыри, коммунальщики обследовали колодцы, чердаки и подвалы многоквартирных домов, поисковики прочесывали местность, а бойцы ОМОН проверили территорию Первомайского фарфорового завода.
Следователи по факту пропажи детей возбудили уголовное дело по страшной статье «Убийство». Правоохранительные органы в своих комментариях оказались очень скупы.
— По данному факту возбуждено уголовное дело, проводятся оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Рассматривается несколько версий, в том числе и криминальная, — так коротко прокомментировал происходящее заместитель руководителя Рыбинского отдела СКР по Ярославской области Олег Шаров.
Сотрудники полиции опрашивали местных жителей, искали свидетелей, видевших Дашу и Ваню в тот день, словом, всех, кто смог бы внести хоть какую-то ясность в ситуацию с пропавшими детьми. Но, к сожалению, первый день поисково-спасательных мероприятий результатов не принес.
День второй
Пока официальные службы обследовали правый берег, на левый высадился десант общественной организации «ЯрСпас» и десятки волонтеров, среди которых были и сотрудники нашей редакции. Нашей группе выпало осматривать заброшенный элеватор на окраине Шашкова. Нам выдали рации, зачитали ориентировку, мы разбились на пары и двинулись в путь.
— Всю дорогу ловила себя на мысли, что, не отрываясь, смотрю по кюветам и ищу бугорки. А вдруг… Кроме заброшенного элеватора, вокруг было четыре ангара с сеном. Это место, видимо, давно облюбовано местными жителями. Лазы в сене, места для лежанок, пустые бутылки из-под пива — все что угодно, кроме следов детей. Я задавалась вопросом — почему так далеко ищем, ведь двое маленьких детей просто не смогли бы преодолеть такое расстояние. Ответ оказался прост — отрабатываем криминал… Искали остатки одежды, следы, любые зацепки, – делится впечатлениями Дарья Чепурина.
Поиски результатов не дали. Чуть позже к месту сбора вернулись еще две группы поисковиков, которые обследовали берег Волги в районе Шашково, но и там никаких следов не обнаружили.
— Пред нами стоит оперативная задача по исследованию местности. Большую часть территории мы уже прочесали, идет опрос жителей, распространение ориентировок. На сегодняшний день для нас и отрицательный результат – тоже результат, но пока зацепок никаких, — со вздохом говорит командир «ЯрСпаса» Алексей Чернышев.
В это же время в поселке Песочное первый заместитель губернатора Александр Князьков провел заседание оперативного штаба по организации дальнейшего поиска детей.
– Поиски продолжаются. Принято решение приостановить сброс воды с Рыбинской ГЭС, – сообщил Александр Князьков. – Сегодня для поиска пропавших детей привлечены дополнительные силы, три судна на воздушной подушке и 15 водолазов. Кроме того, будут сделаны специальные майны для подводных поисков. Сотрудники МЧС, волонтеры приступили к обследованию акватории Волги вниз по течению до Тутаева. Территория уже поделена на квадраты, чтобы повысить эффективность проработки всех возможных версий.
ГЭС не работала до 14 февраля. Водолазы погружались ежедневно, квадрат за квадратом обследуя дно Волги. Безрезультатно.
День третий
В третий день поисков пропавших Даши Жаворонковой и Вани Мирова спасатели и волонтеры вновь обследовали поля и леса, водолазы вновь погружались в Волгу, оперативники и следователи вновь занимались отработкой различных версий. И вновь никаких результатов.
Дашу Жаворонкову и Ивана Мирова не могли найти, несмотря на колоссальные усилия специалистов и рядовых жителей. Люди приезжали в Песочное со всей области с одним вопросом – чем помочь? Организованные группы метр за метром прочесывали местность, отрабатывая участки от Рыбинска до Тутаева.
О первых зацепках заявили некоторые СМИ, сообщив, что детский след, обнаруженный на берегу, совпал с таким же ботинком, какие были на Ване Мирове. По информации источников, со ссылкой на несуществующий РОВД Рыбинского района, папа мальчика принес для экспертизы обувь, аналогичную той, что совсем недавно он купил Ване. Экспертиза показала, что след соответствует образцу. Однако в Рыбинском отделе СКР по Ярославской области следователи пояснили, что невозможно говорить об идентификации следа, если нет ботинка, который его оставил. Сравнение протекторов может указать на модель обуви, но не определить ее обладателя. В СКР подтвердили, что экспертиза следов назначена, но ее результатов у следователей на тот момент еще не было.
День четвертый
В пятницу Рыбинская ГЭС возобновила работу и начала сброс воды. Но погружения водолазов в районе поселка Песочное были продолжены. В этот день ребята из «ЯрСпаса» в лесу не работали, уступив место профессионалам. Весь день полицейские и спасатели обследовали прибрежную линию, леса, поля, территорию фарфорового завода, но никаких дополнительных сведений не появилось.
Искали зацепки для поиска и в области паранормального. Так, жительница Рыбинска, уверявшая, что обладает экстрасенсорными способностями, «видела», что дети ушли из поселка сами. По информации провидицы, они сели в автобус, проехали несколько остановок и вышли. Или их высадили. Дальше у нее почему-то «пошло» слово «полянка» или «поляна». Его она повторила несколько раз, но так и не смогла понять, что это такое. Абсолютно противоположную версию высказал другой рыбинский маг, который «не увидел» пропавших. Но пиком коллективной эзотерической истерии были ночные поиски детей по наводке одного «видящего» аж из Ростова-на-Дону. Мужчина почти за 1400 километров рассмотрел кукурузное поле и деревню, в которой, якобы, находятся дети. Ночной выезд результатов не принес.
Не в пользу экстрасенсов и статистика. По словам поисковиков «ЯрСпаса», на их практике люди с паранормальными способностями ни разу не помогли в поиске людей.
— За все время существования отряда ни один экстрасенс ни разу не указал место нахождения человека. Более того, опыт других отрядов полностью совпадает с нашим, поэтому тратить силы и нервы на отработку подобных версий отряд «ЯрСпас» не будет, — прокомментировала позицию поисковиков командир информационной группы Елена Гусева.
Некоторые отряды работают с экстрасенсами, но только при условии, что человек сам примет участие в поиске и приведет группу на конкретное место. Как правило, на такие условия никто не идет. Но когда хочется верить, становится неважно — во что…
День пятый
Ранним субботним утром в Песочное приехали около 80 человек. Совершенно незнакомые друг другу люди договаривались о совместных поездках, искали себе попутчиков, покупали на всех еду и привозили горючее.
— Сложно оставаться равнодушной, когда на кону жизни детей. И кажется, что вот именно ты, человек со стороны, возможно, услышишь что-то, заметишь новым взглядом, сможешь помочь в поиске… Одолевает грусть от безысходности положения, но все еще живет надежда, поскольку, раз не найдены, то есть шанс, что дети вернутся в объятия любящих и ждущих их людей! – поделилась причинами своего приезда в Песочное жительница Рыбинска Юлия Бурова.
— Я первый раз участвую в поисках. Увидел ориентировку, что требуется помощь, позвонил и вот приехал. Готов оказать посильную помощь — столько, сколько потребуется. Думаю, так должен поступить каждый, — считает новичок Евгений Хохлов.
Волонтеры «ЯрСпаса» признались, что организовать такое количество добровольцев им пришлось впервые, но, по их словам, помощников много не бывает: чем больше людей, тем больше шансов. Группам предстояло вновь отработать поселок, ранее уже неоднократно осмотренный. Поисковики квадрат за квадратом обходили населенный пункт, обследовали пустующие дома, чердаки и подвалы, заглядывали в колодцы и обошли все местные помойки и заросли кустарника. Обследованы оба берега и в сторону Рыбинска, и в сторону Тутаева. Участники поисков опрашивали каждого встречного, пытаясь найти хоть какую-то дополнительную зацепку.
Версий в Песочном ходит великое множество — от похищения до черной магии. Но самыми вероятными остаются две — вода и криминал. Погружения водолазов результатов не принесли, расследованием уголовного дела занимаются правоохранители. Работа поисковиков на данном этапе закончена. Поисковый отряд «ЯрСпас» выполнил поставленную оперативную задачу по проверке местности. По словам командира отряда Алексея Чернышева, обозначенная территория буквально вытоптана в ходе неоднократных обходов.
— На местности пока больше делать нечего. И мы сами это понимаем, и у правоохранительных органов для нас сейчас задач больше нет. Но речи о том, чтобы прекратить поиск Даши и Вани, не идет. При появлении новых данных, возможно, будем снова отрабатывать территорию. Наша задача сейчас – это обеспечение информационной поддержки: распространение ориентировок по России, и в первую очередь – по Ярославской области, — пояснил Алексей Чернышев.
Волонтеры «ЯрСпаса» благодарят всех добровольцев, которые присоединились к поискам и помогли в их организации и сопровождении. Участники ДПСО «Лиза Алерт» из Москвы, Брянска, Калуги обещают продолжить поиск и также сосредоточат свои усилия по распространению ориентировок.
Прошла неделя…
По данным на вечер 17 февраля, органы следствия по-прежнему не дают никаких комментариев, ограничиваясь фразами, что отрабатываются все версии. Водолазы МЧС завершили свою работу: из-за интенсивной работы ГЭС продолжать обследование дна бессмысленно. На месте остаются полиция и спасатели. Они продолжают выполнять свою работу, но с сожалением сообщают, что результатов пока нет.
Единственная новость, поступившая сегодня от «ЯрСпаса»: 16 февраля в ярославском торговом центре «Фараон» видели похожих детей. Они были, предположительно, с цыганкой.
— Данная информация поступила на «горячую линию», — рассказала «РН» командир информационной группы «ЯрСпаса» Елена Гусева. — Мы не можем на 100% быть уверены в том, что это именно Даша и Ваня, но просим ярославцев, проживающих в том районе, а также бывающих в этом торговом центре, обратить внимание на детей 6-7 лет.
Данные сведения переданы в Следственный комитет для проведения проверки.
Ульяна ЛЕБЕДИНСКАЯ
Светлана ИЗРАЙЛЕВА
напишите,что то новое про деток,пожалуйста