Домой Форсайт Формула стартапа: не жди, не бойся, не жалей

Формула стартапа: не жди, не бойся, не жалей

0

Впрочем, говорят о проблеме, как всегда, больше, чем она существует на самом деле. Вот, например, сколько раз вы слышали, как стонет под гнетом налогов бедный рыбинский предприниматель, а затем, скромно потупив взгляд на выходе из нового джипа, открывает очередной магазин? Или, вдоволь наплакавшись на плече чиновника по поводу отсутствия государственной заботы о его драгоценном бизнесе, бодро идет в банк и берет кредит под любые проценты. В общем, говорят одно, делают другое. И делают, оказывается, не только те, кто начал свой бизнес в лихие девяностые, когда капиталы приобретались так же легко, как впоследствии рушились и приобретались заново.

Можно ли сегодня открыть новое дело в Рыбинске? Насколько трудно найти именно ту нишу, в которой еще есть резерв потребления? Забегая вперед, скажем: можно. Надо только напрячь свою фантазию и попытаться выделиться чем-то оригинальным из общего ряда конкурентов. И тогда даже традиционные услуги могут стать востребованными, товары — покупаемыми, а бизнес если не процветающим, то с вполне определенной перспективой.

IMG_0168
Имя мастера — «Багет Багетыч»

— Я амбициозна, — говорит о себе Наталья Золоткова. — Я не могу позволить себе топтаться на месте и получать маленькую зарплату.

У Натальи два высших образования. Она — школьный учитель и психолог. Окончив санкт-петербургский вуз, она несколько лет отработала в рыбинской школе. Но в начале девяностых, когда зарплата стала символической, ушла из образования. Некоторое время сидела с ребенком дома. А потом обнаружила в себе творческие наклонности.

— Заинтересовалась оформительской работой, окончила дизайнерские курсы, съездила на мастер-классы и семинары и в 2011 году впервые начала предлагать услуги по багетному оформлению, сначала — в компании единомышленников, а сейчас самостоятельно, — вспоминает Наталья.

Можно ли делать деньги на багетах? Кажется, простенькие деревянные и пластиковые рейки, которые вполне можно купить в любой фотомастерской по размеру, цвету, форме и разумной цене. Хочешь — зеленый, хочешь — синий, любой подходящий вашим обоям на домашних стенах и мебельной отделке. Ну, какие деньги можно сделать на фоторамках?!

Оказывается, можно, и неплохие. Правда, не на фоторамках, а все-таки на багетах, и не абы каких, а профессионально подобранных к картине, вышивке, фотографии.

В октябре прошлого года Наталья Золоткова зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель, получила небольшой грант центра занятости на открытие собственного дела — около шестидесяти тысяч рублей, два месяца назад арендовала помещение на углу Волжской набережной и улицы Гоголя и повесила на входе вывеску — «Багет Багетыч» — собирательный образ русского умельца, профессионального, доброго и уважаемого.

— Вы удивитесь, но основные мои клиенты — это вышивальщицы, — рассказывает Наталья. — Я сама поразилась, насколько в наше время развита индустрия рукоделия. Приносят картины, вышитые крестиком, бисером, лентами. Живописи гораздо меньше. Ну, и, конечно, фотографии, в основном, с торжественных событий.

«Подсесть на швейную иглу» может и пенсионерка, и студентка — любой, кого увлекает долгая кропотливая работа. На стенах уютного, очень женского офиса Натальи, действительно, в основном вышивки. Простенькие, почти детские картинки, профессиональные художественные произведения, иконы из бисера.

— Порой такие шедевры приносят — залюбуешься, — рассказывает Наталья. — Довелось оформлять вышитую крестиком картину, над которой вышивальщица работала два года. Там такие мелкие крестики, что их практически не видно, полотно, скорее, похоже на тканый гобелен. И каждым крестиком мастерица дорожит.

Такие произведения передаются из поколения в поколение. Их с гордостью демонстрируют гостям и дарят самым дорогим близким. Но чтобы вышитая на мягкой основе картина приобрела законченный вид, нужна рама — багет, который защитит ее от света и пыли, подчерк- нет достоинства, а самое главное — не навредит.

— В современном художественно-оформительском деле большое внимание уделяют тому, чтобы сохранить произведение, не повредить ему, — Наталья показывает, как аккуратно крепится к раме полотно. — Мы не используем ни металлических скобок, ни агрессивных клеев. Мастерицы в любой момент могут снять багет без ущерба для полотна и оформить картину заново.

Само оформление — дело вкуса либо владельца картины, либо Натальи. Сегодня она — профессиональный дизайнер, и в своей работе учитывает и тему картины, и сочетание цветов и материалов, и интерьер помещения, для которого картина предназначается. При этом она следит за современными тенденциями в оформительском искусстве, поскольку часто бывает на профессиональных форумах, семинарах и мастер-классах.

В мастерской «Багет Багетыч» трудятся два человека. Помимо Натальи, которая занимается дизайном, здесь работает мастер. Специальные станки позволяют ему натягивать на основу мягкое полотно, резать длинные рейки багета, крепить паспорту и стекло. Вариантов оформления — множество. Одна стена в офисе «Багета Багетыча» целиком увешена образцами. Но Наталья намерена расширять ассортимент, когда финансы позволят, в конце концов, два месяца — не тот срок, когда можно подводить итоги.

— Еще хочу приобрести компьютерную программу, которая поможет заказчику увидеть, как будет выглядеть его произведение после оформления, — говорит Наталья. — Дорого, конечно, около миллиона рублей, но очень нужно для работы. Далеко не каждый может четко представить себе, что он хочет получить в конечном счете. А здесь можно сразу выбирать из нескольких вариантов. Ничего, вот подрастем и купим.

…Два слоя паспорту, стекло, тонкая рамка — и маленькая вышивка с лошадьми как по волшебству становится завершенной картиной. Наталью не пугают трудности работы частного предпринимателя — глаза боятся, руки делают. Она не боится экономических проблем — под лежачий камень вода не течет. Она обязательно привезет в «Багетыч» — так называют салон постоянные клиенты — новые образцы паспорту и багетов, расширит мастерскую, «подрастет» и купит за миллион компьютерную программу.

Что в этом деле обеспечивает путь к успеху? Амбиции человека, свободный рынок, умелое ведение бухгалтерии? Наталья считает, что самое главное — это умение работать с клиентами. Ее любят, ей доверяют, поэтому круг заказчиков постоянно растет. А значит, растет и «Багет Багетыч».

IMG_0229
«Панацея» от болезней и безденежья

Три месяца для жизни предприятия — срок слишком малый, чтобы делать выводы и подводить итоги. Но за это время вполне можно предсказать, насколько жизнеспособен бизнес и сможет ли он преодолеть трудности стартапа и двинуться дальше.

Медицинский центр «Панацея» на улице Зои Космодемьянской работает всего три месяца. Но обдумывалось все долго и серьезно. ООО «Панацея» было зарегистрировано около двух лет назад. Затем — покупка на аукционе помещения, ремонт, приобретение медицинского оборудования, оформление лицензии — все это занимает много времени, сил и денег. Последних у учредителей не хватило, и они привлекли банковский кредит.

— Конечно, искали банк, где выгоднее условия, — вспоминает Мария Митякина, врач-отоларинголог и один из собственников «Панацеи». — Необходимость платить проценты не испугала, все равно деньги нужно было где-то занимать. Помещение, ремонт, оборудование — все это дорого стоит.

Организационная работа легла на плечи директора Елены Кудряковой. Выяснилось, что она не только хорошая операционная медсестра, но и отличный организатор. Административная работа стала сегодня для директора основной, а для того чтобы стать настоящим профессионалом, она в свои почти 40 лет поступила в РГАТУ на экономику.

Лицензирование — головную боль любого медицинского учреждения — «Панацея» прошла без проблем. Мария Митякина считает, что только потому, что очень серьезно отнеслись к оформлению документов и подготовке центра. Но в результате «Панацея» может не только вести прием взрослых больных, но и оказывать помощь детям, и даже выдавать больничные листы.

— Этого многие не знают, но частная медицина имеет право отправлять людей на больничный точно так же, как и государственная, — Мария Митякина убеждена, что нужно тщательно изучать законы и получать лицензию, в которой прописаны все необходимые людям услуги.

Сегодня в «Панацее» ведут прием пульмонолог, отоларинголог, диетолог, ревматолог, терапевт и кардиолог — вместе со средним медицинским персоналом 11 человек. Все кабинеты оборудованы необходимой медицинской техникой для диагностики заболеваний и проведения процедур.

Из уникального для города оборудования можно назвать аппарат УЗИ придаточных пазух носа, который, в отличие от рентгена, можно использовать для постановки диагноза детям, беременным женщинам и кормящим матерям, аппарат для тимпанометрии — исследования функций среднего уха, степени поврежденности барабанной перепонки и проводимости слуховых косточек.

Диетолог — отдельная гордость «Панацеи». Во-первых, врач-диетолог обучен не только работе с гипертониками, диабетиками и всеми, кому необходимо наблюдать за своим весом, но имеет сертификат, который позволяет заниматься со спортсменами.

— Те, кто занят спортом, зачастую назначают себе диету самостоятельно, — говорит Мария Митякина. — Она, конечно, может помочь нарастить мышцы, но для того чтобы не нанести вреда здоровью, лучше проконсультироваться у диетолога. Кроме этого, мы помогаем тем, кто болен анорексией — расстройством приема пищи на фоне желания похудеть. Такими больными занимается не только диетолог, но и невропатолог.

В планах «Панацеи» — дополнительное оборудование для диетологии. Мария Митякина мечтает для себя о специальном ЛОР-комбайне — оснащенном всем необходимым для диагностики и лечения комплексе отоларинголога. Для кардиолога помимо имеющегося прибора ЭКГ предполагается приобрести холтеры для суточного мониторирования работы сердца.

В «Панацее» считают, что цены здесь доступные. Первичный прием специалиста стоит 500–600 рублей, дальнейшие — дешевле. Стоимость процедур и обследований зависит от сложности их проведения и стоят от 50 рублей до нескольких сотен. Готовы ли больные платить за диагностику и лечение?

Мария Митякина — отоларинголог с 13-летним стажем работы, считает, что должен быть выбор. Сама она до сих пор работает на четверть ставки в поликлинике больницы №6. Не потому, что не уверена в успехе «Панацеи». Просто больше в госучреждении работать некому, все отоларингологи уже уволились, а пациентов она бросить не может.

— Врачи уходят из государственной медицины не только из-за низкой зарплаты, — рассказывает Мария. — За все тринадцать лет, что я работала в поликлинике, ЛОР-оборудование ни разу не меняли. Нагрузки на медиков очень высокие. Я проводила одновременно профосмотр и прием больных и принимала за день до 80-ти человек. При этом вместе с платными услугами зарплата у меня была около 14 тысяч рублей. А ставка врача — 6800 — это те деньги, на которые может рассчитывать выпускник вуза без стажа.

Может быть, будь в государственной медицине приличная зарплата и хорошее оборудование, Митякина не ушла бы из поликлиники. С другой стороны, есть люди, для которых важен не только доход, важна свобода действий и выбор решений. А если к этим человеческим качествам добавить умение считать на некоторое время вперед, отсутствие панической боязни кредитов и оптимистичную уверенность в успехе, наверное, можно попробовать открыть свое дело. Хотя, и этого мало. Один из факторов успешного бизнеса — это, конечно, кадры, специалисты, квалифицированные работники.

DBOJDSHpKIs
Кофейня «Братья Люмьер» — для избранной публики

Общепит — дело серьезное. Судя по тому, сколько предприятий общественного питания закрываются, не успев открыться, этот бизнес требует особых условий. А высокая конкуренция в среде кафе и ресторанов предполагает некую уникальность. Кухня, дизайн, качество обслуживания — все здесь имеет значение. И если хотя бы одно из этих условий не будет выполнено, посетители обойдут заведение стороной. И уютно устроятся там, где красиво, вежливо и вкусно.

Тем не менее, из любого правила существуют исключения, когда отсутствие, например, кухни компенсировано избытком философии. По такому пути пошли собственники кофейни «Братья Люмьер», предпочтя традиционную сытость посетителей созданию духовной атмосферы.

— Это место для творческих людей, — говорит о своей кофейне директор и один из владельцев предприятия Алексей Тюлькин. — Для музыкантов и фотографов, любителей литературы, поэзии, кино.

Александру 33 года. Он окончил речное училище, работал в различных сферах бизнеса, но собственное дело открыл впервые. Конец лета — начало осени прошлого года стало для него и его друзей жарким временем. Они зарегистрировали предприятие «АТРИ» — Алексей и два Александра, взяли в аренду помещение на улице Гоголя, сделали ремонт и 1 декабря открыли кофейню «Братья Люмьер».

Сегодня здесь можно выпить чашку кофе или чая, перекусить сладким десертом. Еще здесь есть пиво.

— Но только брендовое и дорогое, — говорит Алексей Тюлькин. — Мы бы не хотели, чтобы в нашей кофейне обосновались любители алкоголя.

Охотники до высоких градусов обходят кофейню стороной — ни тебе выпить, ни закусить. Зато здесь уютно устраиваются те, кому нужно спокойное место для встреч и переговоров, кто хочет быстро подкрепиться кофе, пробегая мимо по делам, немного отдохнуть с чашкой чая от суеты рабочего дня. Но основная публика «Братьев Люмьер» — это творческая молодежь. Здесь собираются молодые музыканты со своими друзьями, любители кино, литературы, поэзии. Они общаются, демонстрируют свое творчество, читают стихи и смотрят кино. А работами начинающих фотографов увешаны все стены кофейни.

0Dvq3xLxY4s

— Мы с самого начала поставили перед собой задачу создать площадку для общения творческой молодежи, — рассказывает директор. — Где может показать свои работы фотограф-любитель? Разве что под лестницей в музее, и то нужно пройти жесткий отбор. Мы же даем возможность показать свое творчество публике. Да, публика эта ограничена стенами кофейни. Но для молодых исполнителей музыки и фотохудожников небольшая аудитория — уже неплохо.

Конечно, стены «Братьев Люмьер» — не для всех музыкантов и не для каждого фотографа. Импровизированный кастинг проводят сами владельцы. Музыка должна быть интеллектуальной, приветствуется джаз, блюз и рок. И фотографии должны нести смысл, а не отражать мелкие семейные моменты.

Здесь уже успели собраться любители кино из «Современника» во главе с Борисом Крейном, поклонники чайных церемоний с известным в городе музыкантом Владимиром Хробыстовым. Молодые литераторы провели здесь вечер поэзии, посвященный Анне Ахматовой. И теперь среди фотографий на стенах висят их рисунки — иллюстрации к произведениям великой русской поэтессы.

Уютом в кофейне занимались сами собственники. Дизайн — это идеи Алексея Тюлькина, воплощение — дело рук друзей и добровольных помощников. И результат того стоит. Достаточно сказать, что в заведении — целая коллекция старых проигрывателей и фотоаппаратов, полное собрание произведений Чайковского на вышедших из массового употребления виниловых пластинках, книги и журналы, которые можно почитать прямо в кофейне, а можно взять с собой, оставив на полке взамен другую интересную для посетителей литературу.

Еще здесь есть проектор для демонстрации фильмов и слайдшоу, уютные огороженные местечки с диванчиками, несмотря на небольшое пространство. Каждый закуток здесь открывает что-то новое. И даже в туалете, простите за интимные подробности, прищепленные на бельевую веревку, висят фотографии уборных, сделанные в разных странах мира, которые вместе с необычным освещением и зеркалами создают эффект будуара.

Впрочем, описывать интерьеры — дело неблагодарное. А вот деньги считать — это для стартапа в самый раз.

— В общей сложности вложили меньше миллиона рублей, — говорит директор. — Это включая оформление разрешительных документов, закупку оборудования, ремонт помещения. Кредиты не брали, обошлись своими силами.

Теперь эти «свои силы» требуют отдачи. Пока кофейня прибыли не приносит, но и убытками не расстраивает. Однако развитие — непременное условие любого успешного бизнеса. Организовывать кухню руководители не планировали изначально, а вот разогрев полуфабрикатов сегодня в планах кофейни. Ну, и привлечение новых посетителей.

…У Алексея Тюлькина в «плюсе» — опыт работы поставщика в различные кафе и рестораны Рыбинска. Еще у него была оригинальная идея, которую поддержали друзья. В «минусах» — ограниченность финансов и сложности оформления документов, которые кофейня пока до конца так и не преодолела. Ну, и еще у него трое детей и жена, требующие внимания и времени. С последним у Алексея плохо, времени на все не хватает, и кафе становится вторым домом. А семья… Семья все решает просто: когда дети начинают скучать по главе семейства, они просто приходят к папе на работу, в кофейню «Братья Люмьер».

Советы профи

Стартап — это тяжелая и трудная деятельность, но в то же время это самый большой драйв в жизни после секса. Так говорят те, кто накопил свою историю провалов и успехов. И сформулировал правила, позволяющие пройти этот сложный путь более легким способом.

Проверьте себя и инвестора на совместимость

Деньги — это важная вещь, но будьте аккуратны с ними и правильно выбирайте источник. Поскольку большинство инвесторов могут забрать у вас часть предприятия, можно сказать, что в течение всего периода существования стартапа вы будете «женаты» на них. Поэтому своего инвестора лучше любить. Заранее проверьте, подходите ли вы друг другу. Если у вас есть какие-либо сомнения по этому поводу — откажитесь от сделки.

Никогда не действуйте в одиночку

Большинство индивидуальных стартапов проваливается — об этом говорит статистика. Вам нужно иметь сильную команду сооснователей. Не начинайте проект, если у вас нет специалистов именно в той деятельности, которую вы намерены развивать. Не считайте людей в стартапе наемными работниками. Они — сооснователи и партнеры в вашем общем деле, и относиться к ним стоит именно так.

Не факт, что топ-менеджеры помогут

Нельзя считать, что топ-менеджеры крупных компаний по умолчанию являются великими предпринимателями или менторами. Крупный бизнес и стартап — абсолютно разные вещи. Также не стоит быть уверенным, что советчик из интернета поможет вам легко выйти на инвесторов или партнеров.

Восторгайте!

Ваша обязанность как основателя проекта — сделать так, чтобы люди были в восторге от вашего продукта или услуги. Вам нужно быть страстным, активным и зажигательным. Чем больше вы рассказываете о себе и своем проекте на публике и в СМИ, тем проще будет убедить всех, что вы круты. Всегда проверяйте результат рекламы в СМИ, смотрите на реакцию, слушайте, получайте отзывы, учитесь на ошибках, улучшайте продукт. Вы должны вдохновлять людей на работу с вами или на вас, на использование продукта и на инвестирование в проект.

Делайте все быстро или закрывайте лавочку

Идеи ничего не стоят, пока они не реализованы.

Не стесняйтесь сказать, что затея провалилась

Поставьте перед собой четкие цели с самого начала. Делайте несколько подходов, прислушивайтесь к отзывам клиентов, переделывайте и тестируйте услугу или продукт, пока не добьетесь нужных показателей. Но если спустя 6 месяцев вы не добьетесь никаких результатов, остановитесь. Провал — это тоже норма для стартапа. Не бойтесь и не стесняйтесь его. Чтобы достичь больших результатов, будьте готовы к провалу каждый раз, когда рискуете.

Иван Зарубин

Предыдущая статьяПавел Жемеров: «Я — стопроцентный странник
Следующая статьяРабота в праздник, или о тех, для кого праздники становятся трудовыми буднями

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.