Мы проходим по улицам, редко поднимая глаза выше окон первых этажей, скорее, даже лучше зная дорогу под ногами, чем окружающие нас здания.
Конечно, мы знаем Рыбинск, его историю и все основные достопримечательные места. Но сколько пропадает вокруг нас деталей, которые мы не видим! Мимо которых мы проходим, не цепляя взглядом и памятью. И они теряются в прошлом. Иногда насовсем, погибая вместе со вчерашним днем и прошлогодним летом. Это не наша вина. Просто без внимания и заботы погибают не только дома и дороги. А мы в суете ежедневных событий можем даже не заметить, как уходят вместе со временем детали…
Сумерки богов
Гипсовая скульптура считается уникальным явлением в советской художественной культуре. Особую популярность в СССР она получила в 1950–1960-е годы. Сюжеты обычно иллюстрировали советские идеалы: гордый пионер, юный мальчик с горном, спортивная девочка с мячом. Общим именем для безликой скульптуры «гипсового соцреализма», которыми украшали парки культуры и отдыха, стало название «девушка с веслом».
Чаще всего такого рода гипсовые копии делали со скульптуры Ивана Шадра, автора восьмиметровой статуи собирательного образа советской спортсменки, выполненной из тонированного бетона. Этому произведению и выпала сомнительная честь дать название такого рода искусству — «девушка с веслом».
Однако сам оригинал не дает повода для иронии — это одно из лучших произведений скульптора, выполненное в 1936-м году. В том, что оригинал забыт, но живет память о его бездарных копиях — пресловутых декоративно-парковых поделках, вины автора нет. Если только не считать дурным примером то, что их рождению невольно посодействовал сам скульптор: Иван Шадр первым установил свою восьмиметровую бетонную «Девушку с веслом» не в зале музея, а «на улице», в московском ЦПКиО имени Горького. Шадр был убежден, что скульптуры должны выйти из закрытых «хранилищ прекрасного» непосредственно к зрителям, стать частью их повседневной жизни.
Так была открыта широкая дорога гипсовым юношам в спортивных трусах, шеренгам пионеров с горнами и знаменами, атлетическим девушкам с мячами, веслами и прочими атрибутами спорта и советского образа жизни.
Естественно, и рыбинские парки и скверы были украшены всевозможными вариациями на тему шадринского шедевра. Некоторые, побитые временем и людьми, до сих пор стоят в разросшихся кустах и на бывших клумбах.
Петровский парк, некогда родовая усадьба дворян Михалковых, один из старейших зеленых уголков Рыбинска. В советское время здесь установили гипсовые фигуры юного горниста, девушки с веслом, пионеров со знаменем, девушки с кукурузой.
Особняком стоит гипсовый памятник Валерию Чкалову. Он — единственный сохранившийся целиком, без потерь и утрат. Очевидно, уважение к знаменитому советскому летчику-испытателю защитило памятник от рук вандалов. Рыбинск — город авиаторов, и память о человеке, совершившем в 1937 году первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в американский Ванкувер, не удивляет.
Памятников Чкалову в России не счесть. Многометровые, бронзовые и мраморные, установленные на центральных площадях и высоких холмах, они потрясают воображение своей монументальностью. Рыбинский Чкалов скромен и невелик — гипс и полтора человеческих роста. Стоит он в Петровском парке почти 60 лет. А гипс, как известно, далеко не самый долговечный материал для скульпторы. Но, как выяснилось, и гипс живуч. Была бы память и уважение к истории, личностям и событиям.
Иная судьба у остальных «девушек с веслом» из Петровского парка. Местные жители говорят, что «юного горниста», правда, уже без горна, еще можно найти в зарослях крапивы. «Знаменосцы» и «спортсмены» утеряны безвозвратно. Памятником хрущевскому периоду осталась лишь «Девушка с кукурузой». Сельхозкультура, не имеющая в наших широтах перспектив в промышленном масштабе, тем не менее, сохранилась в гипсе. Самой девушке повезло меньше. Но поскольку слава Венеры рыбинскому образцу «гипсового соцреализма» не грозит, вряд ли кто-то из посетителей парка будет горевать над побитым временем символом советской молодежи образца шестидесятых прошлого века.
Ретро-ТВ: телебашня в Рыбинске
Сегодня, включив телевизор, мы выбираем программу из десятков и сотен телевизионных каналов. А до недавних пор их считали единицами, и единственным способом подачи телевизионного сигнала зрителям была эфирная передача, когда изображение по выделенным частотам передавалось от одной телебашни к другой, дальше — на антенны, которыми были усыпаны крыши жилых домов, и — на телевизоры.
Рыбинская история этой стальной решетчатой конструкции началась в 1955 году, когда строилась государственная радиорелейная линия от Москвы до Ярославля. В Рыбинском горкоме партии были собраны руководители предприятий города. Перед ними стоял вопрос: может ли город своими силами построить телевизионную башню и приобрести нужное оборудование? Оказалось — может. В 1957 году протокол партийной конференции констатирует: «По инициативе моторостроительного завода и при активном участии заводов судостроительного, полиграфзавода, судоверфи им. Володарского, завода дорожных машин в городе построена и введена в эксплуатацию ретрансляционная телевизионная станция».
Тогда рыбинцы могли смотреть только передачи Ярославского телецентра, образованного годом раньше. В 1965 г. началось строительство радиорелейной линии «Ярославль — Рыбинск». В конце 1966 г. линия была принята в эксплуатацию, что дало возможность телезрителям Рыбинска смотреть и центральные, и ярославские программы.
Ажурная башня высотой 82 метра была построена на городской территории. Уже позже ее со всех сторон окружил моторостроительный завод. И сегодня телебашня, или РРС — радиорелейная станция, являясь структурой государственного предприятия «Ярославский радиотелевизионный передающий центр», стоит за забором НПО «Сатурн». Место выбрано оптимальное: центр города, самая высокая точка в Рыбинске. Это важно, поскольку расстояние передачи телевизионного сигнала зависит не только от мощности передатчика, но и от высоты подъема передающей антенны.
У основания башни — помещения, где расположены и обслуживаются передающее и принимающее оборудование. Снизу сигнал по кабелю поступает на антенну, расположенную на максимально возможной высоте. Так вещают в Рыбинске телеканалы «Культура», «Петербург-5 канал», ТВ-3, несколько радиостанций. Остальные программы город получает с телемачты в поселке Волга, которая значительно выше и современней рыбинской.
Рыбинская телебашня — далеко не самое мощное сооружение. Она проигрывает своим «сестрам» в высоте (Останкино — 540 метров, мачта в поселке Волга — 331 метр, башня в поселке Дубки — 265 метров). Эксплуатационные характеристики нашей башни достаточно низкие — она считается старой и не рассчитана на дополнительные нагрузки. Работники ОРТПЦ регулярно проводят осмотры металлической конструкции. Подняться на башню можно только по лестнице — лифты не предусмотрены. Те, кто добирался до самой вершины, говорят, что Рыбинск с такой высоты выглядит потрясающе красиво. Если, конечно, простирать свой взгляд за пределы промышленных зон…
Обронзовевший Николаич
Осенью 2009 года рыбинское монументальное искусство сделало широкий шаг навстречу народу. На территории МУП «Водоканал» появился памятник представителю одной из самых востребованных и отнюдь не элитарных профессий — водопроводчику.
Чем водопроводчик не герой нашего времени? — решило руководство «Водоканала» накануне празднования 110-летия предприятия, по пионерской методике собрало металлолом на широких просторах своего хозяйства и заказало проект памятника начинающему скульптору. Само изваяние отлили из бронзы тоже в Рыбинске, в авиационно-технологической академии. Так дешево и сердито появился в городе бронзовый укротитель сточных вод, сразу прозванный в народе «памятником половинке водопроводчика».
Среди прочих подобных скульптурных изваяний сантехников, коих в России и в мире насчитывается порядка пятидесяти, рыбинский водопроводчик выделяется тем, что имеет прототипа. Обронзовевшим Николаичем с некоторых пор зовут коллеги начальника канализационного участка Вячеслава Порунина. За кадром осталась история, как позировал Николаич: в канализационном люке или в мастерской, в рабочей форме или при галстуке. Но говорят, живой Порунин и бронзовый водопроводчик — одно лицо. Однако на «Водоканале» подчеркивают: памятник воздвигли не конкретному человеку, а всем легендарным укротителям сточных вод.
Для выпускника рыбинской художественной школы, 25-летнего инженера-технолога Александра Хмелева памятник водопроводчику стал скульптурным дебютом. До заказа «Водоканала» он писал картины: пейзажи, портреты, жанровые сюжеты. Известность пришла к Александру вместе с открытием памятника, и сегодня он намерен сделать в искусстве настоящую карьеру.
Так один памятник открыл Рыбинску сразу две «звезды»: заслуженного работника водопроводно-канализационного хозяйства Вячеслава Порунина и будущего знаменитого живописца Александра Хмелева.
Отдельная тема — крышка под бронзовой рукой. Слава люков Любарского ей, конечно, не грозит, но где еще увидишь закатанного в асфальт над канализационными стоками двуглавого российского орла, как не в славном Рыбинске!
Ну, и конечно, с бронзовым водопроводчиком сразу связали городскую легенду: если обнять фигуру бронзового человека, весело выбирающегося из канализационного люка, все бытовые проблемы обойдут вас стороной. Правда, сделать это можно только в рабочее время, поскольку памятник находится на охраняемой территории «Водоканала». Но если есть желание раз и навсегда избавиться от коммунальных неприятностей, всегда можно найти способ попасть к рыбинскому Николаичу в бронзовые объятья.
Юлия Муратова