Юридическая консультация
Казалось бы, что общего между коммуналкой и юриспруденцией? Оказывается, точек соприкосновения немало. В каждой уважающей себя управляющей компании есть юрист, а то и целый юридический отдел. В ОАО «Управляющая компания» им руководит Гелена Спирова. По образованию она педагог – учитель истории и обществознания. Еще в студенческие годы ее внимание привлекали правовые дисциплины, которые преподавались на ее факультете. И вот волею судеб она стала юристом, но не по уголовному или гражданскому праву, а специализирующимся в вопросах ЖКХ.
— У юриста в управляющей компании вопросов очень много, — рассказывает Гелена Спирова. — Основное направление нашей деятельности – выстраивание отношений с населением, анализ обращений граждан, их правовая оценка. Отдельное направление — работа по взысканию задолженностей. Это очень большое поле деятельности, потому что, к сожалению, должников очень много. Сталкиваемся зачастую с тем, что работу УК люди воспринимают как деятельность, которая не требует оплаты. Зачастую им кажется, что она не имеет результата. Потому что, когда ты приходишь в магазин и покупаешь какую-то вещь, она имеет вид, ее можно пощупать. Деятельность УК тоже можно оценить сразу, если к тебе пришел сантехник и починил кран. Но есть услуги, которые не видно, есть километры труб в подвалах, сети, коммуникации, незаметные глазу. Работы проводятся, но люди этого не замечают. Поэтому и думают, что управляющие компании ничего не делают, значит, и платить не надо.
Интересный факт: заявлений о каких-то претензиях в адрес управляющих компаний поступает крайне мало. Люди просто перестают платить. А затем встречаются с представителями УК в суде, но уже в качестве ответчиков. Поэтому юристы убедительно просят обо всех недовольствах сообщать до критического момента.
— Люди не всегда понимают, откуда формируются средства, — поясняет юрист. — Все, что в доме делается, делается на средства жителей. И объем работ зависит от того, сколько этих денег в доме собрано.
Прибавилось у юристов работы и с внедрением нового закона о капитальном ремонте. За плечами уже сотни проведенных собраний, тысячи разъясненных вопросов. Но они не ропщут, продолжая консультировать рыбинцев в непростых вопросах ЖКХ.
Коммунальная справочная
В небольшом кабинете ни на минуту не смолкает телефон. В дверь то и дело заходят люди. В отделе по работе с населением никогда не бывает тихо. Сюда идут с жалобой, за советом и просто поговорить. Сотрудницы именно этого подразделения ОАО «Управляющая компания» первыми «принимают огонь» недовольства коммунальными услугами.
Когда-то давно начальник этого отдела Любовь Коваленко не думала, что ей придется работать в «комммуналке». Ее вполне устраивало производство. Но случилось сокращение, и необходимо было искать свое место в жизни.
— От знакомой узнала, что организуется новая служба «05», — вспоминает Любовь Коваленко, — сходила на собеседование. Меня взяли на должность старшего инженера городской диспетчерской службы. Она до сих пор существует. Когда была реструктуризация, перешла в отдел по работе с населением, а уже оттуда – в «Управляющую компанию».
Только за прошлый год сюда в отдел пришло пять с половиной тысяч письменных обращений. А уж количество визитов и звонков и подсчитать невозможно. Люди приходят, чтобы пожаловаться на плохую воду или нелюбимых соседей, а иногда и вовсе на все ЖКХ в целом. И каждого нужно выслушать, кому-то дать совет, а кого-то успокоить. Зачастую, признается Любовь Коваленко, люди сами не знают, куда именно им нужно обращаться. Приходится помогать. Работа такая.
— Пытаемся расставить приоритеты, — делится рабочими моментами специалист, — объясняем, что хоть без ремонта в подъезде жить не очень комфортно, но реконструкция инженерных систем или восстановление кровли куда важнее. Поясняем, куда идут деньги, и когда будет ремонт. Обычно людям этого хватает. Все-таки, большинство из них – приятные и адекватные. Но бывают случаи, когда приходят «кровь попортить». Приходится и с ними находить общий язык.
После такого интенсивного общения непросто идти домой, оставляя проблемы на работе. Любовь Коваленко признается: если бы не семья, было бы совсем сложно. А так, возвращаясь в дом, где тебя любят и ждут, легче пережить эти рабочие моменты. Поэтому и на работу следующим утром идти легче и приятнее.
Ульяна Лебединская