— Александр Викторович, чем официально вызвана реформа муниципальной системы управления, а что необходимо читать между строк?
— Официально необходимость реформы муниципальной системы управления исходит от самого общества, которое испытывает сложности с доступом к власти. Так, в начале декабря 2013 года на встрече с президентом России Владимиром Путиным была озвучена такая проблема. В крупных городах с районным делением, как, например, в Ярославле, добраться до депутатов сложно, а круг вопросов, которые могут решать районные администрации, очень ограничен. Есть и другое мнение. Мегаполисы типа Новосибирска, Ростова-на-Дону, Перми, Хабаровска, Самары имеют развитое хозяйство и достаточное количество собственных финансовых средств. Часто в таких городах возникает жесткое противостояние с властью губернской. Глава региона заинтересован в том, чтобы перенаправить деньги на развитие всей территории, а городская власть стремится оставить их у себя. И порой конфликт интересов переходит в открытую конфронтацию. Поэтому реформа – это возможность убрать подобных «монстров», с которыми сложно находить общий язык, или хотя бы частично их нейтрализовать.
Президент страны на той встрече конкретных предложений избежал, но было понятно, что работа в этом направлении уже началась на уровне правительства. Шли серьезные консультации, проводили анализ мнений, и вскоре стало ясно, что выборов глав больших городов, вероятно, не будет, их заменят так называемые сити-менеджеры.
— Но сити-менеджеры были и раньше. И у Рыбинска он мог быть еще в 2006 году.
— Действительно, закон №131 и до этого давал субъектам право самим определяться с формой управления – выбранный глава или сити-менеджер. И в ряде городов Северо-западного округа – Твери, Пскове, Владимире, Иванове – уже действует нанятый по контракту руководитель администрации. И если в Иванове связка глава города и глава администрации работает достаточно эффективно уже несколько лет, то в Пскове за 4 года сменилось пять сити-менеджеров.
На одной из февральских пресс-конференций по вопросам местного самоуправления прозвучало, что грядущая реформа коснется только тех городов, где есть районное деление. Таких на тот момент было 67 по всей территории РФ. В нашей географической компании под условия подпадали только Архангельск и Ярославль. Мы все успокоились, но 11 марта группа депутатов, в которую вошли представители разных партий, внесла на рассмотрение законопроект, в котором не установлена ни численность жителей города, ни административный статус субъекта, ни наличие внутригородского деления. И принятие этого вопроса полностью отдается на откуп главам субъекта.
— То есть, теоретически под условия подходит и Рыбинск?
— Теоретически подходит даже Тутаев. Понятно, что нелогично делить Пошехонье, Данилов, Любим, где 5-6 тысяч человек население. Но в том же Тутаеве есть разнобережные части, которые просятся на разграничение. Единственное «но» заключается в том, что Тутаев – это поселение, и для действия реформы его нужно преобразовать в городской округ. Если говорить о городах, подобных Рыбинску, то у глав субъекта есть реальный шанс накинуть на них вожжи, и они вряд ли от него откажутся.
— Давайте представим, что Рыбинск подпал под действие реформы. Как будут формироваться органы власти?
— Логично разделить город на три района — Центральный, Пролетарский и Волжский с включением в него микрорайона Переборы. В каждом районе будет создан свой совет депутатов с установленной численностью, например, 20 человек. Каждый районный совет выдвинет по пять представителей в городской совет. И уже городские депутаты выберут из своего числа главу города, а главу администрации определит конкурсная комиссия. Сейчас у нас эти функции исполняет один человек — глава городского округа. По новой схеме главу администрации или сити-менеджера будет назначать конкурсная комиссия. Она 50% на 50% состоит из представителей муниципального образования и области. Таким образом, достаточно будет одного человека от муниципалитета, который поддержит кандидатуру, выдвинутую губернатором, и пост сити-менеджера, у которого будут реальные деньги, займет назначенный сверху человек. И не факт, что, представляя интересы субъекта, он будет лоббировать выделение средств на ремонт улицы Перекатная или любой другой дороги в Рыбинске.
— Есть ли какие-то дополнительные требования, регулирующие действие реформы?
— Есть оговорка, что должно учитываться мнение населения, но не прописано четко, в какой форме. Мысли ходят разные — вплоть до объявления референдума в сентябре, но мы понимаем, что для этого по законодательству нужна 50% явка, и открытым остается вопрос – удастся ли ее обеспечить. Сейчас идут активные консультации, законопроект внесен, принимаются поправки. 4 апреля пройдут парламентские слушания. Возможно, парламентарии ограничат численность населения, возможно меру можно будет применять в городах с административным делением. Но эксперты сходятся во мнении, что в весеннюю сессию закон будет принят на федеральном уровне, а осенью – на областном.
— В сентябре в Рыбинске состоятся выборы депутатов Муниципального Совета. Они могут пройти по новой системе?
— Есть вероятность, что закон будет принят до майских праздников, поэтому изменения возможны, но давайте подождем, тем более, ждать осталось недолго.
— И все же, изменения на выборах депутатов будут, если их одобрят горожане на публичных слушаниях, которые состоятся 14 апреля.
— Формально для наших избирателей ничего не изменится. Выборы в Муниципальный Совет Рыбинска в 2010 году прошли по одномандатным округам. Поправки были внесены позже президентом Медведевым, который сказал, что нужно внедрять систему партийных списков на местных выборах. Уже тогда у нас появились сомнения, насколько эффективно она будет работать. Опасения подтвердили выборы в муниципалитет Ярославля и представительные органы других городов. В заксобрания по партийным спискам приходят откровенные чудаки, часто не привязанные к конкретным территориям, не знающие проблем людей и округов и вообще слабо представляющие депутатскую работу. Но нас заверили, что новая система сохранится, и мы привели нормативную базу в соответствие с федеральными требованиями. Весной 2013 года мы поменяли городской Устав, применив смешанную систему, разбили город на 13 одномандатных округов, предполагая, что будет еще 13 территориальных партийных групп. Но уже в ноябре принят новый закон, который смягчает норму, и делает смешанную систему необязательной. Мы провели консультации с коллегами и приняли решение отказаться от смешанной системы и вновь ввести мажоритарную. А так как в июне мы должны назначить выборы, до этого времени необходимо внести изменения в Устав и зарегистрировать их.
— Вы возвращаетесь к одномандатной системе, потому что кандидат по партийному списку – это для населения кот в мешке?
— В Ярославской области законодательство предусматривает территориальность партийного списка, поэтому приход совершенно случайных людей сведен к минимуму, но опыт выборов других городов показывает, что такая ситуация – не редкость. На муниципальный уровень по партийным спискам приходят люди с весьма поверхностным пониманием происходящего, а иногда и с откровенным популизмом. Одни обещают то, что к нашим полномочиям вообще не относится, другие идут под заведомо неосуществимыми лозунгами. Как можно кричать, что ты заасфальтируешь все дороги, если денег нет ни в области, ни в городе? Я как депутат с достаточным опытом четко знаю, что за слова нужно и придется отвечать, поэтому рисовать город-сад – это откровенное вранье. В нынешней сложной ситуации этого не будет. Федерация до минимума срежет все программы, нефтяной вышки у нас тоже нет, зато есть 20-миллиардный долг, который начал накапливаться не при Ястребове, и даже не при Вахрукове.
— А не боитесь, что отмена партийных списков приведет больше оппозиционеров в Совет?
— Правила игры одинаковые для всех, равно как и шансы на победу. Кандидаты должны заслужить доверие избирателей, и деньги тут не имеют решающей роли. Да, можно забросать листовкам почтовые ящики, можно не вылезать из телевизора, но людей не проведешь. У нас были случаи, когда люди, не вложившие в предвыборную кампанию денег, лучше сработали ногами, проводя встречи и общаясь с населением напрямую. Так, в 2006 году никто не ожидал от молодого специалиста департамента ЖКЖ Сергея Ситникова, что он обойдет Андрея Безъязычного, у которого была хорошая поддержка области, финансовые ресурсы. Или, например, депутат этого созыва Ирина Сахарова победила опытного Владимира Пахарева.
— Люди голосуют за людей?
— Да, именно. Несмотря на то, что округа большие, люди четко определяются в своих предпочтениях. И авторитет лидеров партии не играет решающей роли. К примеру, Владимир Жириновский часто говорит грамотные вещи, но на местном уровне ЛДПР представляют порой такие парни, которые должны поучиться элементарному общению с людьми, и народ чувствует это и отказывает в доверии.
— По смешанной системе мы выбирали депутатов Ярославской областной Думы. Тогда каждый избиратель получал два бюллетеня — с фамилиями и партиями. В сентябре нас ждет только один бланк, так?
— Если никто не «присоседится» к муниципальным выборам, то да. Выборы пройдут по той же системе, что и четыре года назад. 25 округов – 25 депутатов.
— Как вы считаете, насколько кардинально обновится Совет?
— Я думаю, изменения будут. При всем моем уважении к коллегам, некоторые не сумели набрать авторитет среди населения, и кого-то из действующих депутатов мы потеряем. Но это нормальная практика. Кроме того, есть и объективные причины для замены — четыре народных избранника ушли на работу в администрацию и областную Думу.
— Каковы перспективы проведения в сентябре выборов главы Рыбинска?
— На мой взгляд, никаких. Для проведения выборов решение суда должно вступить в силу до первого июня, что практически нереально, так как материалы даже еще не переданы в суд. Единственный вариант проведения досрочных выборов, если Юрий Васильевич напишет заявление о снятии с себя полномочий сам. Но, зная главу, я осмелюсь предположить, что он этого не сделает.
Светлана Израйлева