Домой НОВОСТЬ НЕДЕЛИ Выборы главы отменят?

Выборы главы отменят?

0

— Александр Викторович, чем официально вызвана реформа муниципальной системы управления, а что необходимо читать между строк?

— Официально необходимость реформы муниципальной системы управления исходит от самого общества, которое испытывает сложности с доступом к власти. Так, в начале декабря 2013 года на встрече с президентом России Владимиром Путиным была озвучена такая проблема. В крупных городах с районным делением, как, например, в Ярославле, добраться до депутатов сложно, а круг вопросов, которые могут решать районные администрации, очень ограничен. Есть и другое мнение. Мегаполисы типа Новосибирска, Ростова-на-Дону, Перми, Хабаровска, Самары имеют развитое хозяйство и достаточное количество собственных финансовых средств. Часто в таких городах возникает жесткое противостояние с властью губернской. Глава региона заинтересован в том, чтобы перенаправить деньги на развитие всей территории, а городская власть стремится оставить их у себя. И порой конфликт интересов переходит в открытую конфронтацию. Поэтому реформа – это возможность убрать подобных «монстров», с которыми сложно находить общий язык, или хотя бы частично их нейтрализовать.

Президент страны на той встрече конкретных предложений избежал, но было понятно, что работа в этом направлении уже началась на уровне правительства. Шли серьезные консультации, проводили анализ мнений, и вскоре стало ясно, что выборов глав больших городов, вероятно, не будет, их заменят так называемые сити-менеджеры.

— Но сити-менеджеры были и раньше. И у Рыбинска он мог быть еще в 2006 году.

— Действительно, закон №131 и до этого давал субъектам право самим определяться с формой управления – выбранный глава или сити-менеджер. И в ряде городов Северо-западного округа – Твери, Пскове, Владимире, Иванове – уже действует нанятый по контракту руководитель администрации. И если в Иванове связка глава города и глава администрации работает достаточно эффективно уже несколько лет, то в Пскове за 4 года сменилось пять сити-менеджеров.
На одной из февральских пресс-конференций по вопросам местного самоуправления прозвучало, что грядущая реформа коснется только тех городов, где есть районное деление. Таких на тот момент было 67 по всей территории РФ. В нашей географической компании под условия подпадали только Архангельск и Ярославль. Мы все успокоились, но 11 марта группа депутатов, в которую вошли представители разных партий, внесла на рассмотрение законопроект, в котором не установлена ни численность жителей города, ни административный статус субъекта, ни наличие внутригородского деления. И принятие этого вопроса полностью отдается на откуп главам субъекта.

Соколов

 

— То есть, теоретически под условия подходит и Рыбинск?

— Теоретически подходит даже Тутаев. Понятно, что нелогично делить Пошехонье, Данилов, Любим, где 5-6 тысяч человек население. Но в том же Тутаеве есть разнобережные части, которые просятся на разграничение. Единственное «но» заключается в том, что Тутаев – это поселение, и для действия реформы его нужно преобразовать в городской округ. Если говорить о городах, подобных Рыбинску, то у глав субъекта есть реальный шанс накинуть на них вожжи, и они вряд ли от него откажутся.

— Давайте представим, что Рыбинск подпал под действие реформы. Как будут формироваться органы власти?

— Логично разделить город на три района — Центральный, Пролетарский и Волжский с включением в него микрорайона Переборы. В каждом районе будет создан свой совет депутатов с установленной численностью, например, 20 человек. Каждый районный совет выдвинет по пять представителей в городской совет. И уже городские депутаты выберут из своего числа главу города, а главу администрации определит конкурсная комиссия. Сейчас у нас эти функции исполняет один человек — глава городского округа. По новой схеме главу администрации или сити-менеджера будет назначать конкурсная комиссия. Она 50% на 50% состоит из представителей муниципального образования и области. Таким образом, достаточно будет одного человека от муниципалитета, который поддержит кандидатуру, выдвинутую губернатором, и пост сити-менеджера, у которого будут реальные деньги, займет назначенный сверху человек. И не факт, что, представляя интересы субъекта, он будет лоббировать выделение средств на ремонт улицы Перекатная или любой другой дороги в Рыбинске.

— Есть ли какие-то дополнительные требования, регулирующие действие реформы?

— Есть оговорка, что должно учитываться мнение населения, но не прописано четко, в какой форме. Мысли ходят разные — вплоть до объявления референдума в сентябре, но мы понимаем, что для этого по законодательству нужна 50% явка, и открытым остается вопрос – удастся ли ее обеспечить. Сейчас идут активные консультации, законопроект внесен, принимаются поправки. 4 апреля пройдут парламентские слушания. Возможно, парламентарии ограничат численность населения, возможно меру можно будет применять в городах с административным делением. Но эксперты сходятся во мнении, что в весеннюю сессию закон будет принят на федеральном уровне, а осенью – на областном.

— В сентябре в Рыбинске состоятся выборы депутатов Муниципального Совета. Они могут пройти по новой системе?

— Есть вероятность, что закон будет принят до майских праздников, поэтому изменения возможны, но давайте подождем, тем более, ждать осталось недолго.

— И все же, изменения на выборах депутатов будут, если их одобрят горожане на публичных слушаниях, которые состоятся 14 апреля.

— Формально для наших избирателей ничего не изменится. Выборы в Муниципальный Совет Рыбинска в 2010 году прошли по одномандатным округам. Поправки были внесены позже президентом Медведевым, который сказал, что нужно внедрять систему партийных списков на местных выборах. Уже тогда у нас появились сомнения, насколько эффективно она будет работать. Опасения подтвердили выборы в муниципалитет Ярославля и представительные органы других городов. В заксобрания по партийным спискам приходят откровенные чудаки, часто не привязанные к конкретным территориям, не знающие проблем людей и округов и вообще слабо представляющие депутатскую работу. Но нас заверили, что новая система сохранится, и мы привели нормативную базу в соответствие с федеральными требованиями. Весной 2013 года мы поменяли городской Устав, применив смешанную систему, разбили город на 13 одномандатных округов, предполагая, что будет еще 13 территориальных партийных групп. Но уже в ноябре принят новый закон, который смягчает норму, и делает смешанную систему необязательной. Мы провели консультации с коллегами и приняли решение отказаться от смешанной системы и вновь ввести мажоритарную. А так как в июне мы должны назначить выборы, до этого времени необходимо внести изменения в Устав и зарегистрировать их.

— Вы возвращаетесь к одномандатной системе, потому что кандидат по партийному списку – это для населения кот в мешке?

— В Ярославской области законодательство предусматривает территориальность партийного списка, поэтому приход совершенно случайных людей сведен к минимуму, но опыт выборов других городов показывает, что такая ситуация – не редкость. На муниципальный уровень по партийным спискам приходят люди с весьма поверхностным пониманием происходящего, а иногда и с откровенным популизмом. Одни обещают то, что к нашим полномочиям вообще не относится, другие идут под заведомо неосуществимыми лозунгами. Как можно кричать, что ты заасфальтируешь все дороги, если денег нет ни в области, ни в городе? Я как депутат с достаточным опытом четко знаю, что за слова нужно и придется отвечать, поэтому рисовать город-сад – это откровенное вранье. В нынешней сложной ситуации этого не будет. Федерация до минимума срежет все программы, нефтяной вышки у нас тоже нет, зато есть 20-миллиардный долг, который начал накапливаться не при Ястребове, и даже не при Вахрукове.

— А не боитесь, что отмена партийных списков приведет больше оппозиционеров в Совет?

— Правила игры одинаковые для всех, равно как и шансы на победу. Кандидаты должны заслужить доверие избирателей, и деньги тут не имеют решающей роли. Да, можно забросать листовкам почтовые ящики, можно не вылезать из телевизора, но людей не проведешь. У нас были случаи, когда люди, не вложившие в предвыборную кампанию денег, лучше сработали ногами, проводя встречи и общаясь с населением напрямую. Так, в 2006 году никто не ожидал от молодого специалиста департамента ЖКЖ Сергея Ситникова, что он обойдет Андрея Безъязычного, у которого была хорошая поддержка области, финансовые ресурсы. Или, например, депутат этого созыва Ирина Сахарова победила опытного Владимира Пахарева.

— Люди голосуют за людей?

— Да, именно. Несмотря на то, что округа большие, люди четко определяются в своих предпочтениях. И авторитет лидеров партии не играет решающей роли. К примеру, Владимир Жириновский часто говорит грамотные вещи, но на местном уровне ЛДПР представляют порой такие парни, которые должны поучиться элементарному общению с людьми, и народ чувствует это и отказывает в доверии.

— По смешанной системе мы выбирали депутатов Ярославской областной Думы. Тогда каждый избиратель получал два бюллетеня — с фамилиями и партиями. В сентябре нас ждет только один бланк, так?

— Если никто не «присоседится» к муниципальным выборам, то да. Выборы пройдут по той же системе, что и четыре года назад. 25 округов – 25 депутатов.

— Как вы считаете, насколько кардинально обновится Совет?

— Я думаю, изменения будут. При всем моем уважении к коллегам, некоторые не сумели набрать авторитет среди населения, и кого-то из действующих депутатов мы потеряем. Но это нормальная практика. Кроме того, есть и объективные причины для замены — четыре народных избранника ушли на работу в администрацию и областную Думу.

— Каковы перспективы проведения в сентябре выборов главы Рыбинска?

— На мой взгляд, никаких. Для проведения выборов решение суда должно вступить в силу до первого июня, что практически нереально, так как материалы даже еще не переданы в суд. Единственный вариант проведения досрочных выборов, если Юрий Васильевич напишет заявление о снятии с себя полномочий сам. Но, зная главу, я осмелюсь предположить, что он этого не сделает.

Светлана Израйлева

Предыдущая статьяЭтапный эпикриз
Следующая статья«Сокращение» учебников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.