Олег Жаров называет передачу усадьбы Наумовых в долгосрочное безвозмездное пользование некоммерческому предприятию беспрецедентным в России случаем. Еще недавно бывшая библиотека была очередным кандидатом на продажу и сейчас могла бы примерять на себя в лучшем случае роль очередного торгового центра или стилизованного ресторана. В худшем — ветшать и сутулиться в ожидании нового хозяина.
— Я знаю бюджетные сложности Рыбинска, вижу, как в других городах ради закрытия финансовых дыр распродается все направо и налево, поэтому сегодняшний прецедент и та мудрость, которая была проявлена руководством города, заслуживают восхищения и создают новые предпосылки для подобных шагов в других регионах страны. Комплекс зданий – это жемчужина не только Рыбинска, но и всей России, и его утрата была бы безвозвратной. Оказанное доверие не позволит мне относиться к объекту равнодушно и непрофессионально. Уверяю вас, что в городе будет один из лучших музеев страны, — пообещал Олег Жаров.
И.о. главы Леонид Можейко объяснил принятое решение об исключении усадьбы из списка «продажных» прямой закономерностью: приватизация объекта повлечет его утрату как центра культурной жизни. Руководитель города рассказал, что доводы о важности архитектурного ансамбля для города ясно и лаконично донесла до Юрия Ласточкина учитель истории, директор СОШ №16 Ольга Сметанина. Общественный запрос стал определяющим в выборе между материальным и духовным.
— Историческая и культурная ценность этого объекта превышает любые ожидания от аукциона. Коммерческий хозяин может привести комплекс зданий в порядок, но вряд ли откроет там музей. Мы чувствовали, что должны сохранить его, поэтому стали искать варианты и сразу вспомнили про Олега Жарова и его замечательные дела, — рассказал о начале сотрудничества Леонид Можейко.
По его словам, задача не ограничивается только реставрацией объекта и возвращением памятника как образца отечественной архитектуры и строительства. Предстоит наполнить его новым важным содержанием, чтобы усадьба Наумовых действительно стала центром культурной жизни Рыбинска. Тем более, что опыт «встряски» забытого всеми Вятского привел Олега Жарова к Государственной премии. За несколько лет на собственном энтузиазме и капитале он сумел превратить депрессивное село в известный туристический центр, вернуть свет в заброшенные дома и человеческое лицо бизнесу.
В Рыбинске он продолжит тему развития русского предпринимательства, но с учетом нашего исторического материала. Впереди – бумажный период проектно-сметной документации, экспертиз и исследований. Но Олег Жаров уверяет, что установленные договором 5 лет на создание музея он постарается сократить.
Как пояснил Леонид Можейко, первый пример такого сотрудничества может стать не единственным. Рыбинску есть что предложить. Остается найти, кому.
«Я был потрясен увиденным»
Процесс переговоров о передаче усадьбы Наумовых Олег Жаров называет драмой взаимоотношений. Признается: он, как мог, сопротивлялся, но рыбинцы оказались настойчивее. Что теперь ждет бывшую библиотеку, бизнесмен, математик, эколог, а теперь и «реаниматор» архитектурных памятников рассказал журналистам.
— Олег Алексеевич, что будет с усадьбой после реконструкции?
— Это будет современный, интерактивный музей, где продолжится история развития российского предпринимательства, в который с удовольствием будут ходить и горожане, и гости Рыбинска.
-Почему вы выбрали именно этот объект?
— Это не я его выбрал, а он меня. Началось все с того, что Юрий Васильевич Ласточкин буквально торпедировал меня звонками, приглашал посмотреть этот объект, а я каждый раз находил поводы, чтобы не этого не делать. Но откладывать до бесконечности нельзя, поэтому я приехал. Приехал, и был потрясен увиденным. После печальных событий, которые произошли вокруг Юрия Васильевича, я, честно говоря, думал, что продолжения не будет, и перекрестился. Но эстафету подхватил Леонид Чеславович. Он не дал мне расслабиться. В какой-то момент для очистки совести, хотя, признаюсь, объект мне нравился, я взял с собой главного финансиста, главного строителя и жену. Думал, первый скажет — нет денег, второй – ничего нельзя сделать, а супруга поддержит — зачем тебе все это надо. И я со спокойной совестью откажусь, но ни один из них не оправдал мои ожидания. Сказали – почему бы нет? А когда депутаты Муниципального Совета приехали в Вятское с просьбой, чтобы я взялся за этот объект, я просто не смог отказать, потому что понимал, насколько людям это нужно. Нужно городу.
— Как вы оцениваете в дальнейшем коммерциализацию объекта? Он будет прибыльным, окупаемым или дотационным?
– Опыт работы на подобных объектах говорит о следующем: коммерциализировать обязательно нужно, но об окупаемости речи не идет. Но как минимум не нужно будет дотировать. Объем инвестиций определяется проектно-сметной документацией. Сегодня я могу говорить о порядке величин на проектирование. Что же касается самой реставрации – это непредсказуемо, об этом можно будет говорить только после того, как профи дадут оценку.
— Ваши первые шаги после подписания соглашения?
— Буду подыскивать квартиру.
— Есть ли желание сделать в Рыбинске комплекс музеев?
— Давайте подождем и сделаем первый шаг. Сейчас нужно составить проектно-сметную документацию, заниматься созданием соответствующей инфраструктуры. И здесь я рассчитываю на помощь города.
Светлана Израйлева