— Сергей Анатольевич, как изменится процедура выборов главы Рыбинска после возможного принятия поправок?
— Вариантов развития событий два: прямые выборы с сохранением существующей системы или разделение города на районы, в которых будут избираться депутаты, а уже из них будет формироваться городской совет. Из городских депутатов будет избираться глава, и ими же назначается сити-менеджер. Поправки в законодательство будут приниматься на федеральном уровне. Аккуратные попытки все свести к референдуму, конечно же, учитывать нужно, но по большому счету, это лишь затягивание времени и способ оставить прямые выборы главы.
Рыбинцы должны понимать, что глава будет наделен полномочиями председателя Муниципального Совета, то есть окажется менее полновластной фигурой. Тогда как качество отбора на должность сити-менеджера возрастет. Выбирать кандидатуру на этот пост будут на публичном конкурсе. Подать заявку на участие в нем сможет любой рыбинец, отвечающий требованиям. Требования эти будут устанавливаться депутатами. Они же будут определять половину состава конкурсной комиссии, вторую ее часть составят представители областной власти. Вся процедура будет публичной. И чем открытее она будет, тем более качественным будет отбор сити-менеджера.
— Чего стоит ждать от принятия поправок в закон о местном самоуправлении?
— К поправкам можно подойти с разных сторон. С одной, они расширяют сферу влияния депутатов и увеличивают их вес при обсуждении или принятии каких-либо решений. Если квалификация депутатов будет высокой, то это хорошо. Депутаты близки к населению и получат реальные полномочия для того, чтобы довести больше требований горожан до реализации. Те депутаты, которые готовы работать, будут работать качественнее. Сейчас в Муниципальном Совете нужны такие люди, которые умеют решать вопросы, а не только говорить.
Я считаю, что в новом составе Совета должно расти количество опытных хозяйственников, переживающих за город. Именно им легче будет контролировать обеспечение жизнедеятельности города, куда расходуются деньги: на спорткомплексы, застрявшие в «вечном» ремонте, или на ремонт крыш и лифтов, которые нужно менять уже в большом количестве.
— То есть, вы считаете, что депутаты смогут лучше разобраться, кому быть главой?
— Многие избиратели субъективны, они смотрят на лица. И здесь уже начинается работа политтехнологов и рекламщиков. Нравится картинка – мы выбираем. Какие-то заслуги или промахи, конечно, учитываются, но в меньшей степени. У нас же была практика, когда приходилось выбирать между директором, администратором и гардеробщицей. Однозначно же ясно, в чью пользу будет выбор. Если выбирать придется из состава действующих депутатов, тогда, скорее всего, принцип будет жестче. Там равные выбирают из равных, меньше смотрят на лица, а больше на деловые качества. И потом глава, назначаясь на этот пост, в большей ответственности перед депутатами, а они – перед населением.
— Мы пока больше говорим о законодательной ветви, а что будет с исполнительной властью?
— Я слово «власть» не люблю. Я считаю, что в Рыбинске нет власти. Именно власти как понятия. Она начинает появляться на уровне областной Думы, где принимаются законы. Вот там власть, а у нас в муниципальных образованиях это – система управления. Именно управление, а не власть. У людей в головах должно возникнуть понимание, особенно у работников исполнительных органов, что они не властью занимаются, что нет у них власти и не будет никогда, и она им не нужна в принципе. Они должны заниматься эффективным управлением, а именно конкретными делами: ремонтом дорог, организацией работы общественного транспорта, благоустройством дворов.
Если мы сейчас выйдем на территорию и решим потягаться силами между компаниями, структурами, органами и прочими, у многих добросовестных хозяйствующих субъектов больше и авторитета, и доверия населения. Потому что мы решаем реальные вопросы. Но мы не называем это властью, мы учимся и стараемся управлять. Управлять эффективно. В Рыбинске должна быть эффективная система управления.
— А за счет чего будет достигаться эта эффективность?
— В том числе и за счет большего контроля. В случае если поправку примут, мне кажется, его будет больше, поскольку депутаты в большинстве своем профессионалы, и понимают, что и с кого нужно спрашивать. Население в данном случае сможет контролировать главу как напрямую, так и через депутатов.
— Люди настороженно относятся к переменам. Как вы думаете, в Рыбинске приживется иная система выборов?
— Если разобраться, у нас и сейчас городом управляет не всенародно избранный глава. Вот сегодняшняя конструкция в Рыбинске: фактически городом управляет глава администрации, выбранный одним человеком, подотчетный одному человеку, который в силу определенных причин не может с него сейчас ничего спрашивать. Депутаты формально могут вопросы задавать, но отчитываться перед ними он не обязан. Мотивации нет. Это схема из нашей жизни. То, что у нас сейчас происходит. Проверьте правоту моих слов и сделайте выводы сами.
Ульяна Лебединская