Особенно грешит этим история. Вот стоит, скажем, на улице Рыбинска скульптура. В лучшем случае нам известен прообраз этого изваяния. Самые пытливые знают имя еще ее создателя. А что было или могло быть на этом памятном месте? Какие фантазии горожан так и не смогла увидеть почтенная публика?
Пмж для скульптуры
Редкий турист, путешествуя по Волге и вернувшись в свой город, не расскажет о рыбинских шлюзах. Эта ударная стройка третьей пятилетки впечатляет не только техническими достижениями и архитектурными достоинствами. С историей строительства шлюзов связаны трагедии Волголага, многочисленные слухи и легенды. И одна из историй вполне достоверна.
Здесь, на нижнем пирсе грандиозного волжского сооружения, должна была стоять скульптура «Рабочий и колхозница». Да-да, та самая, что сегодня, являясь олицетворением советской эпохи и, несмотря на потерю политической актуальности, занимает почетное место у бывшего столичного ВДНХ.
А история ее такова. В 1939 году в газете «Большая Волга» появился эскиз Рыбинского гидроузла с композицией «Рабочий и колхозница» работы советского скульптора Веры Мухиной. Сам же символ единения рабочего класса и раскрепощенного крестьянства готовился отнюдь не для того, чтобы украшать советские города и веси. Эту скульптурную группу Мухина сотворила в 1937 году для павильона СССР на международной парижской выставке. Очевидцы утверждают, что монумент буквально подавил своей мощью находившийся рядом павильон Германии. Это тешило тщеславие советских вождей и принесло Мухиной воистину народное признание.
После парижского триумфа скульптуру временно установили у северного входа ВДНХ и начали подыскивать постоянное место. Говорят, что идея «поселить» ее на шлюзах в Рыбинске принадлежит самой Мухиной. Якобы, она выезжала на место строительства и даже подготовила эскизы. Выполненные из металла колоссальные фигуры на фоне исполинских гидросооружений должны были подчеркивать мощь Советского Союза.
Однако замысел этот остался на бумаге. Может, потому, что строительные работы на Рыбинском гидроузле еще не были завершены, а «Рабочему и колхознице» уже нужно было где-то постоянно обосноваться. А может, потому, что устанавливать памятник в провинциальном Рыбинске после парижского триумфа было идеологически неверно.
Так или иначе, но шлюзы украсила не менее грандиозная скульптура «Мать-Волга», ставшая символом Рыбинского моря. А «Рабочий и колхозница» прижились у ВДНХ, став одним из монументальных подтверждений былой мощи СССР и брендом киностудии «Мосфильм». А на нижнем пирсе рыбинских шлюзов, со стороны Волги, там, где могла быть скульптура, теперь растут ели.
Фотограф без портрета
Чудак и оригинал, склонный заниматься убыточным делом в ущерб доходному. Такую славу снискал в Рыбинске знаменитый на весь мир Андрей Сигсон.
Его делом была фотография, его страстью — снежинки. Хрупкие и нежные, как мотыльки-однодневки, эти зимние кристаллы Сигсон фотографировал, ими восхищался, ими и прославился.
Могильный памятник, который стоит и сегодня на старом лютеранском кладбище, скромен не по заслугам. Ни намека на признание, ни подсказки на увлечение — гладкий черный мрамор, строгий католический крест. Простота, достойная таланта? Или непонимание современниками значения работ Сигсона?
В Рыбинском музее-заповеднике хранятся десятки фотографий с видами Рыбинска и его окрестностей, с портретами горожан, их чад и домовладений. Они подписаны «Фотографiя А.А. Сигсонъ. Рыбинск». Но среди них — ни одного изображения автора. Как насмешка судьбы: сапожник без сапог, фотограф без портрета. И — более двухсот вариантов снежинок, сфотографированных Сигсоном под микроскопом.
Ах, как просится зимнее белое кружево на гладкий черный мрамор! Как очевиден художественный образ памятника Андрею Сигсону, земляку, удостоенному Большой серебряной медали на политехнической выставке 1872 года в Москве, признанному лучшим на Парижской всемирной выставке 1900 г. Но не все очевидное несомненно. Может, именно эта бесконечная темнота мрамора и абсолютная простота памятника и есть лучшее, чем могут чтить потомки чудака и оригинала, профессионального фотографа и признанного мастера микрофотосъемки Андрея Сигсона.
Легкий парус на ветру
Два века владела Петровской усадьбой в Рыбинске дворянская семья Михалковых. Двести лет собирали князья художественные и исторические сокровища, ставшие затем основой Рыбинского музея-заповедника. Два столетия холили и лелеяли приусадебный парк — чудный яблоневый сад, аллеи серебристого тополя, клена, пихты, сирени, кизила, дуба и липы. Здесь росли сосны, голубые ели, каштаны, кипарисы, восхищали аллеи необыкновенных душистых роз.
Большой «регулярный» парк с тремя беседками, цветниками и «Вавилоном» из шпалерника появился перед барским домом в период царствования Анны Иоановны, в середине 18 века. Парк был разбит в пейзажном английском стиле, имитируя естественный ландшафт, в котором применялись сочетания групп деревьев, лужаек, водоемов неправильной формы, каменных руин.
В 1820–1840 годах усадебный парк в Рыбинске расширили с северной стороны до Пошехонского тракта, а к востоку от дома соорудили искусственный холм с деревянной беседкой в виде ротонды. К ней от самой воды вела винтовая лестница, обсаженная со всех сторон кустами барбариса. Весной весь холм и сама беседка погружались в нежно-розовую дымку цветущих кустарников.
Такие ажурные центрические сооружения, увенчанные куполом и окруженные по периметру колоннами, были непременными атрибутами усадебных парков 18–19 веков. Петровская ротонда отличалась от многих прочих парковых беседок именно тем, что расположена была на высоком холме, где открывался чудесный вид на волжские просторы, проходящие мимо Рыбинска корабли и правый берег Волги: купола многочисленных рыбинских церквей, красивое здание хлебной биржи…
Продуваемая ветрами и палимая солнцем и временем, петровская деревянная беседка стояла на холме почти сто лет. Искусственная насыпь, созданная специально для красивого отдыха и неспешных бесед над волжскими берегами, не осталась забытой и в наше время. В 1977 году чуть выше старой михалковской беседки установили «советскую» ротонду. Это летящее арочное сооружение увенчано, как флюгером, белым парусником. А чем же еще? Рыбинск, Волга, высокий левый берег, старинный парк, свежий ветер, несущий прохладу и запахи цветов… Конечно, это и должна была быть легкая лодочка под парусами, пролетевшая по волнам времени и сохранившая романтический дух дворянского парка из роз и сирени.
А рядом с беседкой, меж корней деревьев, растущих на берегу Волги, пробивается холодный родничок. Местные жители считают его воду живительной. Говорят, что Волга в месте впадения ручейка не замерзает даже лютой зимой. В этом месте купаются те, кто хочет получить здоровье.
Юлия Муратова