Согласно документу, планируется ввести еще два вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В городах, имеющих районное деление, парламент будет формироваться из состава дум городских районов. Главу округа выберут из числа депутатов, администрацию возглавит сити-менеджер. Количество парламентариев в представительных органах увеличится, что снизит нагрузку на каждого из них, а власть на местах станет эффективнее осуществлять свои полномочия и будет лучше контролироваться гражданами, считают разработчики проекта.
Разделение городов на внутригородские районы не будет обязательным, регионы сами смогут определить модель. Подходит ли Рыбинску такая модель, и станет власть ближе к народу? С этими вопросами мы обратились к экспертам.
Юрий Бойко, директор департамента территориального развития Ярославской области:
Руководствоваться нужно двумя аспектами: уровнем самоорганизации городского сообщества и социально-экономическими условиями.
Предлагаемый законопроект предполагает развитие двухуровневой системы МСУ. Расширяется количество депутатских мандатов, в публичную политику, в процедуру управления муниципальными образованиями будет вовлечено большее количество людей. Выборы во внутригородских районах, формирование делегированного общегородского муниципалитета, работа представительных органов и структур исполнительной власти, сформированных по-новому, — все это требует готовности к компромиссам, к публичным процедурам принятия решений. Власть станет ближе к людям. Готовы ли к этому рыбинцы, ярославцы, переславцы, владимирцы, костромичи и другие горожане? Или же мы привыкли выбрать одного главу — и пусть он за все и за всех отвечает, как было раньше? В Европе, которую нам ставят в пример, развиты различные модели. И далеко не все они предполагают прямые выборы глав крупных муниципальных образований. В общем, тут все зависит от зрелости общества, от его мнения.
С точки зрения хозяйства, экономики, нужно также обращать внимание на доходную базу внутригородских муниципальных образований. Спальные районы могут оказаться гораздо беднее тех территорий, где расположены производства и вся активность малого бизнеса. Нужно внимательно смотреть на транспортную и коммунальную инфраструктуру, историю административно-территориального деления.
Закон наделяет самостоятельностью городские районы, делается это, чтобы в каждом районе появился ответственный муниципальный управляющий, подотчетный выбранным депутатам. В теории это должно повысить эффективность работы МСУ. На практике выходит по-разному.
В таких, например, городах, как полуторамиллионный по населению Новосибирск, однозначно нужна двухуровневая система. А в таких, например, как Переславль-Залесский –скорее нет.
Рыбинск находится где-то посередине этих полюсов.
Константин Долгов, депутат Муниципального Совета:
Я к этой законодательной инициативе отношусь неоднозначно. Если необходимость деления крупных городов-миллионников еще как-то можно аргументировать, то для чего нужно пересматривать административную структуру таких городов, как Рыбинск? И по каким критериям это будет проходить? Ни численность населения, ни занимаемая площадь не являются определяющими: есть города территориально протяженные, но малочисленные, есть наоборот, густонаселенные, но географически «компактные». Поэтому конфликт интересов неизбежен.
Да, в силу протяженности Рыбинского района понятно его деление на сельские поселения. Свои органы власти на местах повышают управляемость, и доступны для населения, но я не вижу смысла дробить Рыбинск. Во-первых, пересмотр административной структуры потребует немалых средств. Во-вторых, внутри одного города мы получим, по сути, автономные районы со своими «главнокомандующими». И каким будет между ними взаимодействие, тоже неясно.
По моему мнению, глава города должен быть всенародно избранным. Это лицо города, и ему должно доверять большинство. Новые поправки упростят процедуру выборов, но не сделают их более прозрачными. Представьте, что среди депутатов не будет достойных кандидатов на пост главы, из кого выбирать? В то же время, есть люди, обладающие необходимым для должности мэра уровнем компетенции, которые эффективно работали бы в исполнительных органах власти, но они не хотят быть депутатами. На мой взгляд, инициатива требует более детальной проработки и четких критериев, но Федеральному закону мы в любом случае должны подчиниться.
Олег Лисин, депутат Муниципального Совета:
Сама перспектива деления города на административные районы кажется мне нерациональной и вызывает много вопросов, но я поддерживаю идею увеличения количества избирательных округов. На мой взгляд, в Рыбинске должно быть не 25, а 50 депутатов. Мы не занимаемся никакой законотворческой деятельностью, а только представляем интересы горожан. И чем больше по количеству и меньше по численности населения будут округа, тем лучше. Для примера, в моем округе № 15 – 11 тысяч избирателей. Почему бы не разделить его на два? Из 4-5 тысяч человек большинство я смогу знать лично, а значит, более адресно и эффективно представлять их интересы. Чем плотнее контакт депутатов с населением, чем проще взаимодействие и легче доступность, тем лучше. У чиновников, правда, все наоборот. Для них, чем крупнее округ, чем больше народа в нем живет, тем проще выбраться. Пойди, изберись на небольшом участке, где каждый второй знает тебя и цену твоим словам. За 10 лет я видел разных людей, приходящих в депутаты, и разные варианты работы Совета, включая «протаскивание» нужных решений. Нужно лапки поднять за что-то – подняли, ведь договориться с 10 человеками куда проще, чем с 20. Это еще один аргумент в пользу увеличения депутатской численности. Это своеобразное сито, и чем оно мельче, тем случайному человеку сложнее проскочить. И если народные избранники будут проходить такой более тщательный отбор населения, то выбирать главу можно и из их числа, почему бы и нет. Деление же города на районы может быть оправдано при наличии у каждого своего бюджета. Но возникают вопросы об источниках его наполнения, одно дело – густонаселенная промышленная Гора, и совсем другое – полузаброшенное Заволжье. Я нахожу, что практика Москвы, которая разделена на управы, не применима в городах, подобных Рыбинску.