Летать 7 июня на аэродроме «Староселье» не планировали. На субботу здесь были запланированы мотогонки. И часть взлетной полосы превратилась в скоростную трассу. Около 14 часов к ревущим мотоциклам присоединился самолет Ан-2. Его пилот пообщался со зрителями и участниками шоу и улетел. Как вспоминает одна из участниц мотопраздника, последние слова пилота оказались пророческими:
— У нас дети просились полетать с ним. Мы, естественно, не разрешили. И только потом до нас дошло, что его фраза в ответ на детские просьбы была материальна: «Не, ребятки, а вдруг я не вернусь, с кого ваши мамы спросят?» Мы еще крикнули ему: «От винта! Покатаете в другой раз», — пишет в социальной сети очевидица последнего взлета.
— Взлет самолета не был частью программы и к нашему мероприятию никакого отношения не имеет. В момент взлета у нас начинались стартовые заезды в дисциплине «мотодраг». Самолет выехал на взлетную полосу и стартовал в сторону, противоположную от места проведения гонок. Полоса была пустая, самолет взлетел внешне без каких-либо проблем и направился к лесу. Через какое-то время мы увидели дым, — рассказал организатор мотосоревнований Александр Джуманазаров.
Сергей Метелица: «В 2004 году я летал на этом самолете, за штурвалом которого был Юрий Чепкин, снимал город и его окрестности для фотоальбома о Рыбинске» (фото С. Метелицы)
ЧП произошло примерно в двух километрах от взлетно-посадочной полосы. На место ринулись люди с аэродрома, были вызваны пожарные, медики, спасатели, полиция. К месту трагедии доехать можно было только на легкой колесной технике – квадроциклах, мотоциклах. Пожарные машины остановились в 1500 метрах от горящего самолета, и оперативным службам пришлось добираться пешком. Загоревшееся топливо угрожало не только людям, прибывшим на место аварии, но и лесополосе, а также магистральной газовой трубе, которая проходит под землей в 10 метрах от воронки, оставленной упавшим самолетом.
— Пожарные боролись с огнем вручную, перенося воду ведрами, — рассказывает начальник управления ГО и ЧС Рыбинского района Эдуард Каменко. – Огонь удалось локализовать, лес отстоять. К сожалению, пилоту самолета было уже ничем не помочь. Ан-2 вошел в землю под достаточно большим углом, взорвался и загорелся.
За штурвалом самолета был его владелец Юрий Михайлович Чепкин. Первоначально появилась информация, что в кабине находился кто-то еще, однако позже эти сведения не подтвердились. По словам начальника Рыбинского аэроклуба Дмитрия Авдеева, погибший летчик членом клуба не являлся, но коллеги отзывались о нем, как об опытном пилоте.
— Я не очень близко знал Юрия Михайловича, — признается начальник Рыбинского аэроклуба Дмитрий Авдеев, — но он был хорошим пилотом. Мне тяжело комментировать эту ситуацию. Трудно говорить и о том, почему произошла эта трагедия. Один из возможных вариантов – проблемы со здоровьем. Скорее всего, пилота подвело здоровье.
В субботу днем температура воздуха была около 30°С, в кабине раскаленного на солнце самолета – еще выше. В аэроклубе предполагают, что самолет не набрал нужную высоту и почти сразу пошел крен. Обломки Ан-2 до сих пор находятся на месте аварии. Их охраняют сотрудники транспортной полиции. В скором времени туда прибудут представители Международной авиационной комиссии, которые и должны сделать выводы о причинах произошедшего. Правоохранители уже заявили, что упавший самолет не был зарегистрирован, а пилот поднялся в воздух без разрешения.
— В настоящее время линейным управлением МВД России на транспорте проводится проверка всех обстоятельств катастрофы. Уголовное дело пока не возбуждено, но уже установлено, что лицензия на полеты и эксплуатацию этого воздушного судна истекла еще 2004 году. Пилот не имел права подниматься в воздух. Что побудило его взлететь 7 июня, пока не ясно, — прокомментировал телекомпании НТВ пресс-секретарь Северного линейного управления МВД России на транспорте Дмитрий Иванов.
Следователям предстоит выяснить — кто дал разрешение на взлет, и в каком техническом состоянии находился самолет. По словам некоторых летчиков, зимой у самолета уже были проблемы технического характера, однако из других источников известно, что Юрий Чепкин –
брат бывшего генерального конструктора НПО «Сатурн» Виктора Чепкина – опытный специалист в сфере авиастроения и внимательно следил за самолетом, состояние которого во многом превосходило техпараметры официально зарегистрированных ведомственных воздушных судов.
Сейчас вопросов в этой истории гораздо больше, чем ответов, и любые выводы пока подчеркиваются экспертами как предварительные. Официальная версия крушения самолета будет обнародована только после тщательно проведенного расследования.
Это уже второй случай крушения АН-2 в Рыбинске. В марте 2013 года аналогичный самолет, принадлежавший Рыбинскому аэроклубу, упал в лесополосу аэродрома «Южный» по время тренировочных прыжков парашютистов. Травмы получил спортсмен из Архангельска, самолет восстановлению не подлежал. Тогда причиной крушения был назван сбой в работе двигателя, однако сам мотор был исправен. Не без приключений долетел до Рыбинска и новый самолет Ан-2, предназначенный для замены упавшего. В феврале в Бобровском районе Воронежской области он столкнулся с радиоретрансляционной вышкой. В результате столкновения от самолета оторвалась часть обшивки, что не помешало ему долететь до Тамбова. Тем не менее, в Рыбинск самолет прилетел лишь спустя два месяца — 8 апреля.
Ульяна Лебединская