На полочках, в шкафчиках и уголках притаились и внимательно следят за погодой в доме славянские обереги, которые Наталия делает своими руками.
Не игрушки
В наш век куклы — это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне относились к ним вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Они служили человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, отсюда и название — оберег или берегиня. Как правило, самыми сильными охранниками были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Одни делались по случаю народных праздников, например, для Масленицы или дня Ивана Купалы. Другие преподносились в качестве обрядовых символов для семейных дат – свадьба, рождение ребенка. Третьи изготавливались как спутницы-хранительницы спокойствия, здоровья, достатка, любви.
— На Руси все женщины от мала до велика занимались рукоделием. Мужчинам и мальчикам запрещалось присутствовать на подобного рода мероприятиях, они не могли даже краем глаза видеть, как это происходит. Во всех домах всегда было много оберегов и считалось, чем их больше, тем лучше защищен дом, — рассказывает Наталия Александрова, которая мастерит обереги и чулочные куклы как для себя, так и для того, чтобы лишний раз напомнить людям об их корнях. — Я каждую ляльку очень люблю, они у меня девчонки хорошие, для меня они живые, — поглаживая куколок, продолжает Наталия Александрова.
Охранная грамота
Главное отличие славянских оберегов от других – это отсутствие у них лица. Кукла без лица на Руси считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Она могла смеяться и плакать, ребенок сам вносил в нее свое настроение.
— Куколок нельзя делать в плохом настроении, или когда себя чувствуешь неважно, так как все негативные эмоции она вбирает в себя, — убеждена рукодельница.
Веселых куколок на Руси преподносили в подарок друг другу. Озорных Веснянок из ниток с яркими волосами девчонки дарили на первый день весны — 1 марта — с пожеланиями добра, успехов и любви. Мартиничек вывешивали на ветки цветущих деревьев в Благовещение, чтобы ветер очистил их от накопленного негатива. Очаровательных Пеленашек делали будущие молодые мамы, обязательно из своей старой одежды. Когда малыш рождался, оберег клали рядом с ним в кроватку, и он защищал от сглаза. А чтобы ребенок спокойно спал, мамы приговаривали: «Не играй моим дитятком, а играй этой куколкой», и тогда ребенок спал беззаботно. Десятиручку дарили женщинам, которые занимались рукоделием, и вешали в тот угол, где женщина любила мастерить, она служила своего рода помощницей. Также Десятиручку дарили невесте в день свадьбы с пожеланиями, чтобы она все успевала. На свадьбу молодоженам было принято дарить Неразлучников – этот оберег олицетворят собой мужчину и женщину на одной общей руке, чтобы молодая пара шла по жизни рука об руку. В дорогу мамы и жены давали своим мужьям, братьям, сыновьям оберег Подорожницу, его делали маленьких размеров, а в кармашек клали кусочек хлеба или зерно, чтобы оно напоминало о доме. Оберег Берегиня защищал именно женщин и девушек на выданье, его ставили напротив входной двери выше уровня головы самого высокого члена семьи.
— Правильно говорят, что не мы выбираем оберег, а он выбирает нас. Я делаю одинаковые каркасы, даже нарядить могу их одинаково, но все равно они получаются абсолютно разные. И важно найти свой, почувствовать его, — рассказывает мастерица.
Свои изделия рукодельница дарит друзьям и продает на рынке. От прохожих Наталия слышит огромное количество вопросов. Она с удовольствием делится накопленными знаниями, рассказывает, объясняет, ведь главная ее цель – не продать, а напомнить людям о рукоделии наших прабабушек. На главный вопрос — сколько стоят обереги? — у нее всегда один ответ: «Сколько дадите».
Пеленашки-девочки
А Баба Яга не против
— Очень давно хотела сделать себе Бабу Ягу. У меня вообще страсть к этому образу. Сначала попробовала сделать из ниток, но потом все-таки решилась выполнить в чулочной технике, в надежде — что-то, да получится. Так и вышло в первый раз: делала Бабу Ягу, а получилась куколка-красотка, — смеется Наталия.
Чулочная техника сложна и очень кропотлива, но при этом интересна и оригинальна. А для создания такой куклы всего-то и надо – капроновый чулок, наполнитель, проволоку для каркаса, нитки, иголка и море фантазии. Защип с одной стороны, защип с другой — вот уже получаются щечки. Добрая приятельница Наталии отдает свои старые парики, точно зная, что мастерица найдет им нужное применение, поэтому у куколок всегда шикарные шевелюры. К нарядам Наталия тоже подходит очень ответственно: кружевные подштанники, платья, на ногах вязаные лапотки — вот и получается законченный образ.
Для своей Авдотьи Кузьминичны – так Наталия называет свою Бабу Ягу — она сделала в огороде деревянный дом на курьих ножках с поганками и корягами, как полагается для настоящей хозяйки леса. Жители соседних домов, как на экскурсию, приходят посмотреть, что нового принесло творческое вдохновение Наталии в оформление дачного участка.
Свою любимую внучку Василинку молодая бабушка привлекает к творческому процессу, чтобы было кому передать свои навыки.
Алена ЯЗЫКОВА