«Любая дорога имеет смысл, если это дорога домой»
Илья Стогоff
Выбор пути
Отправная точка нашего путешествия — Бийск. Основан город в 1709 году по указу Петра Первого. Сегодня это основной транзитный центр, место встречи главных сибирских дорог и строительства большого туристического комплекса «Золотые ворота Алтая».
Мы выбираем главный путь — «Чуйский тракт». Его называют одной из самых красивых дорог мира. Тракт любят путешественники, особенно «автостопщики» и велосипедисты. Желание остановиться и запечатлеть раскинутые до горизонта природные шедевры здесь почти непреодолимое.
История тракта началась в 1756 году после вхождения южных алтайцев в состав Российской империи. С того времени горная тропа, по которой товары перевозили исключительно вьючным способом, буквально «выросла» в главную транспортную артерию с красивейшими мостами, придорожными гостиницами, кемпингами и турбазами. Нанизаны на нее и старинные алтайские села и деревни. Сельский колорит придают пасущиеся по обочине стада коров и овец. Чуйскому тракту посвящен отдельный музей. Такой чести удостоены немногие дороги мира.
Если Чуйский тракт — главная автомобильная артерия, то Катунь — артерия водная. Большая часть тракта проходит по ее берегам. В переводе с древнетюркского Катунь означает «хозяйка, госпожа». Местные называют ее «царицей». Река действительно величава и многолика: то бьется меж камней и валунов, то спокойно струится по равнине. Это особенно ценят поклонники водного туризма. Сплавы по Катуни очень популярны.
Согласно сказаниям старообрядцев, с которыми связана отдельная страница истории Алтая, последняя битва между силами добра и зла состоится именно в междуречии Бии и Катуни. Слияние двух начал создает священную воду.
Человек на своем месте
Через несколько часов наш автомобиль делает первую остановку. На большой площадке, в километре от Чуйского тракта, нас пристально разглядывают огромные скульптуры алтайских богов. Многие — более двух метров в высоту. Все это — музей-панорама «Алтай. История России».
Основатель музея — художник-этнограф Артем Игнатенко, президент общественной организации «Союз национальных культур Алтая», потомок старинного казачьего рода и рода мюри кумандинцев. Артем — человек в регионе известный. Развитие культуры предков для него — дело жизни. Несколько лет назад он воссоздал символ местного народа — «Золотую бабу» и придумал «Главный бубен Алтая». Получил губернаторский грант. Это позволило ему перенести проект ближе к основной трассе и начать строительство дополнительной инфраструктуры. По замыслу Артема, здесь будет не только музей, но и творческая мастерская, этнодеревня и пасека. Летом парк предстанет во всей красе.
В 35 километрах от Бийска мы поворачиваем к селу Сростки. Крепкие разноцветные крыши, панорама предгорного Алтая и Катуни открывается с горы Пикет. Высота ее — 264 метра над уровнем моря. Каждое лето, в июле, здесь проводится фестиваль «Шукшинские чтения». В прошлом году количество гостей превысило 20 000 человек.
Место это не только красивое, но и знаковое — на горе снимался последний кадр фильма «Печки-лавочки», а в 2004 году здесь был установлен памятник Василию Макаровичу Шукшину.
Памятник В.М. Шукшину
Сейчас в Сростках живет чуть больше 3000 жителей. В здании школы, где раньше учился, а потом работал Василий Макарыч, расположен музей и фондохранилище.
Дом матери В.М. Шушкина — тоже часть музея. Он расположен чуть выше по сельской дороге. Маяком светятся яркие голубые наличники. Осторожно переступаем порог дома, и мы — в большой комнате, где любил работать Василий Макарович. Низкие окна, занавески, цветные половики, стол, диван, вышивка… В 1999 году музей получил статус Всероссийского мемориального музея-заповедника. Поэтому многие улицы села не имеют права менять свой облик. Но главное достояние — это, конечно, люди, односельчане. Есть среди них и шукшинские чудики.
Вечером прибываем в санаторий — город-курорт «Белокуриха». Расположен он на высоте 240 метров над уровнем моря. Уникальный целебный воздух с вечера придает бодрости. Утром — ландшафтотерапия: горизонт увенчан гранитными скалами, кромкой обнимают город могучие сосны и пихты.
Белокурихинская вода и грязи — источник долголетия — почти в прямой доступности. При талантливом руководителе такой центр, как «Белокуриха» — не дотационный, он как живой организм, который постоянно меняется, чтобы стать интереснее гостю. Елена Энгельгардт вот уже несколько лет работает директором санатория. Она рассказывает нам, что «Белокуриха» является частью огромного комплекса, в который среди прочего входит и самый большой ипподром в Алтае — «Сибирское подворье», и масштабный инвестиционный проект «Белокуриха-2».
В местном музее, который расположен в старой радонолечебнице, нас встречает директор Тамара Батуева. Если попадаете в ее заботливые руки, считайте, что повезло. Она — кладезь информации. С детства изучает историю города, выпустила первые путеводители по его окрестностям, разработала и проводит экскурсии, готовит юных экскурсоводов, выступает на радио и ТВ. Но главное — она с такой любовью, заботой и уважением говорит о родном городе, что вам захочется вернуться сюда вновь.
Свое дело
И все-таки нам были интересны маршруты, проложенные вдалеке от городского сервиса. Поэтому мы с нетерпением ждали путешествия по туристическим усадьбам Алтая. Первым на карте значилось форелевое хозяйство.
Форель в Алтайском крае никогда не водилась. Эдуарда Зикунков решил в этом деле стать первопроходцем. Два года назад недалеко от Белокурихи он открыл свое форелевое хозяйство.
«Сначала мы запустили небольшой цех, взяли одну установку на пробу, модернизировали и на ее основе стали создавать свои. Пробурили скважины. Потом появились идеи, мы построили второй цех и стали развиваться. Сейчас в хозяйстве 80 тысяч форелей», — рассказывает Эдуард.
Рыбалка на форель приобретает все большую популярность среди местных туристов. Пока основные гости — жители Новосибирска и Барнаула. Цена доступная: 500 рублей за килограмм улова, 100 рублей — удочка, 150 рублей — аренда беседки на день.
Сейчас на площадке еще идут строительные работы. Идей у предпринимателя много: кроме новых гостевых домов он планирует установить детскую площадку, развести клумбы. Летом здесь откроется кафе. Эдуард пригласил из Казахстана повара специально для приготовления рыбы.
Свежую форель Зикункова можно купить в крупных магазинах Барнаула. «Планируем брать осетра — 1500 штук», — делится планами предприниматель. Туристических баз на Алтае — пруд пруди, а вот форелевая — одна.
«Усадьба 3А» расположена в поселке Перекоп Смоленского района, на берегу реки Песчанка. Встречает нас Александр Кокорин, который организовал усадьбу вместе со своей женой Аллой и дочерью Аленой. Отсюда и название усадьбы — «Три А».
В Бийске у Кокорина свой строительный бизнес. Решение перебраться в деревню он считает естественным стремлением быть ближе к природе.
Сегодня «Усадьба 3А» готова одновременно разместить до 40 человек. На территории в 30 гектаров расположены гостевые домики, настоящая монгольская юрта, есть даже небольшая избушка, которую охраняет Баба Яга. Юрта, кстати, расписана вручную монголами. Но главное — это особенная атмосфера места, где «можно отогреть душу», — как говорит хозяин. На завтрак вам предложат парное козье молоко, творог, козий сыр. Обед будет из выращенных на своем огороде овощей. Даже колбаса сделана здесь же.
Усадьба «3А»
А вечером для вас натопят баньку, угостят травяным чаем. Стоимость проживания — от 300 рублей за место. Конечно, в усадьбе есть возможность готовить самостоятельно любимые блюда. Мед, овощи, молоко, мясо, яйца — все можно приобрести здесь же. Вода добывается из собственной скважины.
Оценили красоту места и хозяйское гостеприимство туристы. Летом в усадьбу приезжают ученики художественной школы, в июле здесь проходит лагерь аштанга-йоги. Рядом с усадьбой проходят многие конные, пешие, водные и автомобильные маршруты. В четырех километрах — хозяйство пантового оленеводства, в пяти километрах — база парапланеристов.
«Главное — труд и бережное отношение к природе, и тогда она ответит тем же», — говорят нам на прощание хозяева. Недавно они получили губернаторский грант на развитие туристического бизнеса, так что гостей летнего сезона здесь ждут новые открытия.
Продукты алтайского пчеловодства были признаны элитными еще при Екатерине II и подавались к царскому столу как «сладкое золото» Алтая. Поэтому следующая на нашей карте — «Пасека Славы Медовухи». Встречает гостей всегда сам хозяин — Вячеслав Колесников, потомственный пчеловод. Пасека для него — не только источник «сладкого золота», но и место для приема туристов. На пасеке есть гостевой домик, дом пасечника, зимовник, здесь проходят экскурсии. А чуть поодаль, в специально построенном домике, предлагают новую туристическую услугу — «Сон на ульях».
Заходим в домик. В ряд установлены четыре улья, на них лежит доска с отверстиями. Пчелиные семьи в своих домиках жужжат, но вибрация не ощущается. Воздух насыщен ароматом трав, прополисом, пыльцой. Температура ульев — около 36 градусов. Такая ароматерапия нормализует даже самый беспокойный сон. Укусы, конечно, исключены.
«Наибольший лечебный эффект достигается с мая по сентябрь, — рассказывает Вячеслав, — это время у пчел самое активное». «Сон на ульях» включили в свои программы туроператоры по Алтайскому краю.
На «Пасеке Славы Медовухи» можно купить также различные сорта меда, прополис, крем на основе пчелиного воска, пергу (цветочную пыльцу), экстракты, ну, и изготовленную Вячеславом медовуху.
По Алтаю можно путешествовать бесконечно. Мы еще не увидели гору Церковку, не успели искупаться в теплом озере Ая, а нужно возвращаться домой. Поэтому последняя остановка должна быть самой запоминающейся. И мы отправляемся в село Никольское, в маральное хозяйство. Машина медленно забирается в горы на высоту почти 1000 метров над уровнем моря. Вокруг — березовые рощи, островки хвойного леса, озера, луга и холмы.
Пантовое оленеводство (разведение маралов) возникло в России много лет назад, но особое распространение получило на Алтае. Марал — это подвид благородного оленя, обитает он в южных районах края. Панты — неокостеневшие рога маралов, снятые в период их активного роста и максимального накопления биологически активных веществ.
«Эликсиром молодости и долгой жизни» называли консервированные панты еще 2000 лет назад. Раньше они очень ценились, так как добывались только на охоте в определенный короткий временной период. Самый перспективный рынок экспорта алтайских пантов — Южная Корея и Китай. Из них делают лекарства и различные пищевые добавки. Основное свойство этих препаратов — способность оптимизировать энергетические процессы в организме человека.
Все это мы узнаем по дороге, а уже вечером встречаем руководителя маралового хозяйства Петра Свиридова. Он одним из первых начал создавать в крае собственное производство пантов.
Сегодня территория хозяйства — около четырех тысяч гектаров. На них пасутся 1100 маралов.
«До конца прошлого века изготовление препаратов из пантов и крови маралов в нашей стране широкого распространения не получило, — рассказывает Петр Свиридов. — При этом спрос был высокий, поэтому решил не только производить панты, но и построить рядом сеть оздоровительных гостиниц».
Сегодня база отдыха Никольское — это несколько зданий на территории мараловодческого хозяйства, гостиница, построенная из сибирского кедра, баня на берегу Катуни, несколько озер, места для рыбалки, коневодческая база. Пантовые ванны готовятся здесь для группы из шести человек. Лежать в них нужно по 15–20 минут. Цикл оздоровления — 10 ванн. После процедуры вам предложат холодные и горячие напитки с безалкогольными пантовыми фитобальзамами.
Пантовые ванны помогают при остеохондрозе, нарушении сна, дистонии, ожирении. Кроме оздоровительных процедур летом гостей ждет рыбалка, бильярд, минифитосауна, массаж. В зимний период для отдыхающих работает горнолыжная трасса с подъемником.
Алтайская сакура
Открытие летнего туристического сезона на Алтае — всегда праздник. Но только в 2013 году он получил имя и необходимый размах. А значит, уже сейчас можно с уверенностью говорить о новом событийном бренде.
Маральник — не только оленеводческое хозяйство. Это еще кустарник с яркими розовыми лепестками, который называют алтайской сакурой. В конце апреля — начале мая он в изобилии расцветает в Алтайских предгорьях, предвещая лето. В этом году из-за аномальной погоды маральник зацвел в начале апреля, потом выпал снег, который и погубил юные соцветья. Но праздник все равно состоялся, причем на двух площадках — в знакомом нам «Сибирском подворье» и новой туристической зоне «Бирюзовая Катунь».
На форуме VISIT ALTAI, который собрал всех представителей муниципальных районов и туристического бизнеса края, губернатор Александр Карлин сказал: «Меня не устраивает понятие «потребитель». Для нас каждый на Алтае — гость. Это человеческое общение, которого нам так часто не достает. И мы научились адаптировать услугу применительно к гостю. Если раньше на Алтае было несколько очевидных вариантов отдыха: санаторно-курортный, спортивный, то сейчас вариантов очень много».
Конечно, есть вопросы, главный — это транспортная доступность. Перелет «Москва-Барнаул-Москва» в среднем стоит 20 000 рублей на человека, а путевка в Египет на 7 дней — около 15 000 руб. Поэтому основной поток туристов на Алтае — из близлежащих областей. Необходимы льготы. Рассчитывать на них в этом сезоне пока не приходится. Но если попробовать средства, которые многие из нас тратят на разрушение здоровья, вложить в путешествия, то и дорога на Алтай станет доступной. Ведь найти свое место — все равно что обрести смысл. На Алтае, где порядок жизни выстраивается под влиянием природы, искать себя не нужно. Алтай сам укажет время и направление пути.
Автор благодарит за организацию поездки управление Алтайского края по печати и информации и лично Вячеслава Киричука.
Евгения Мальцева