Домой Общество Куда исчезла железная «корова»?

Куда исчезла железная «корова»?

1

Неожиданный регламент

С 1 мая в Рыбинске запрещена продажа привозного молока. Привычные желтые бочки, ласково именуемые в народе «коровками», исчезли, а горожане вынуждены либо ездить за молоком на рынки, либо переходить на магазинный пастеризованный консервант в коробках. Реакция людей была мгновенная, на депутатов посыпались жалобы от населения. Чтобы получить официальный комментарий от властей, депутат Олег Лисин пригласил выступить перед народными избранниками начальника отдела потребительского рынка Элину Абрамович.

— Моя семья 30 лет употребляет местное молоко из цистерн, огромное количество жителей Горы покупает его ежедневно, и я что-то не наблюдал жалоб на всплеск расстройств кишечника. С чем связано исчезновение точек продаж? – не без давления в голосе спросил Олег Лисин.

Как пояснила Элина Абрамович, с марта по май этого года продажа молока в розлив осуществлялась в 33 торговых точках в разных районах города. Право на реализацию сельхозпроизводители выиграли на аукционе и могли на законных основаниях торговать до первого апреля 2015 года. Однако с 1 мая вступил в действие новый технический регламент Таможенного союза, который установил обязательные для применения и исполнения требования безопасности к молоку и молочной продукции.

— Согласно этому регламенту реализация молока в розлив допускается только на рынках и стационарных имущественных комплексах с аттестованными местами и при наличии ветеринарно-санитарного заключения. За нарушение этих требований предусмотрена административная ответственность, — пояснила причину исчезновения железных «коров» Элина Абрамович.

По ее словам, это положение стало полной неожиданностью и для представителей власти, и для самих сельхозпроизводителей. Чиновники отправили запрос на имя заместителя губернатора по АПК Александра Шилова, в котором попросили разрешить реализацию молока из цистерн с обязательным прохождением санветконтроля хотя бы до 1 апреля следующего года, пока не завершится срок действия полученных продавцами разрешений. Обращение еще рассматривается, ответа из области не поступило.

Письмо счастья

Но ни решение проблемы, ни обстоятельства ее возникновения депутатов категорически не устроили.

— Что значит, вы не знали о грядущих изменениях? В каждом подразделении администрации установлена правовая система мониторинга законодательства. Мне понадобилась минута, чтобы обнаружить информацию о том, что технический регламент Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» был принят еще 9 октября 2013 года, а вы узнали о нем только в мае. И меня совершенно не интересует, что это стало неожиданностью для производителей. Вы как представители власти должны были знать об изменениях и принять заранее меры, тем более, документ находится в открытом доступе. А сейчас вы просто не имеете права занимать такую отстраненную позицию — за нас все решили, мы ничего не можем сделать — и ограничиваться письмами наверх, — жестко ответил на выступление начальника отдела потребительского рынка депутат Леонид Иванов.

Он напомнил, что создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, содействие развитию предпринимательства – прямая обязанность городской администрации по закону о местном самоуправлении. И реализация молока из бочек без нарушения регламента возможна, но для этого нужно искать варианты, а не письма наверх писать.

Бюрократический препарат

— Перекладывание ответственности и слепое подчинение распоряжениям области – это политика, а она нам на муниципальном уровне не нужна. Нам нужно, чтобы наши люди жили нормально, —
поддержал коллегу Олег Лисин. – Посмотрите, кто ходит к этим бочкам – это те, кто физически не может пить так называемое «молоко» из коробок и пожилые люди. Все они потянутся по базар, и среди этих людей может оказаться и ваша мать.

Он убежден, на федеральном уровне невозможно регулировать отношения между совхозом «Малиновец» и жителями Рыбинска, члены Евразийской комиссии могут и не знать о существовании передвижных молочных цистерн, принимая регламент. Для адаптации законодательных норм, их отработки на местах и существует исполнительная власть, и ее задача — не прятаться за бумажками и говорить, что другого решения нет, а искать компромисс с введением временных мер. Например, Олег Лисин предложил вариант с легкими павильонами-навесами, куда могла бы заезжать бочка, выездным санитарным контролем или вовсе не замечать нарушений, пока не будет найдено окончательное решение.

— Нельзя рыбой на улицах торговать, а ею до сих пор торгуют, машины как ставили на газон, так и ставят, собак без намордника выводят, а молоко почему-то нужно сразу запретить. Может, нам просто закрыть глаза и не штрафовать, пока все не приведем в соответствие с нормами? Определимся с компромиссным вариантом, внесем изменения в бюджет, и регламент будет выполнен, и люди при деле, и администрации честь и хвала, а так получается лишь формализм и бюрократия сплошная, —
не стеснялся в выражениях депутат.

Дуем на молоко

На то, что от запрета страдает самая незащищенная часть населения – пенсионеры, малоимущие, пожилые люди, указал и депутат Константин Долгов и заявил, что результат от этих мер очень сомнительный. Однако, по его мнению, закрыть глаза на нарушения просто не дадут.

— Мы отменили «Зорьку», сэкономили два миллиона рублей, а сколько неудобств создали людям, сколько жалоб получили! Стоило оно того? Я думаю, нет. И, перефразируя известную пословицу, обжегшись на воде, мы продолжаем дуть на молоко. Но у меня есть подозрение, что принятие этого регламента было пролоббировано на федеральном уровне производителями консервированного молока, которые сейчас активно внедряются во все регионы. И конечно, в их интересах требовать исполнения норм и устранения конкурентов. Наивно полагать, что дилеры, торговые представители на местах не будут следить за соблюдением требований, — отметил Константин Долгов. Он видит целый комплекс последствий от «неожиданного» вступления регламента в силу. Страдает местный сельхозпроизводитель, люди лишены возможности получать свежее молоко, больнее всего запрет бьет по самым малообеспеченным гражданам, для которых экономия в три рубля уже существенна. Наконец, это разрушение некоего социума, который собирается по утрам не только чтобы купить пол-литра молока, а заодно и пообщаться.

На бедственное положение сельхозпроизводителей указал и депутат от КПРФ Шакир Абдуллаев. Ему лично не понятно, почему молоко продавать нельзя, а квас можно, и еще вопрос — какой из продуктов более опасен. Депутаты предлагали восстановить мини-рынки в микрорайонах, организовать выездную ветлабораторию, указывали на грубейшие нарушения правил торговли в сетевых магазинах, когда игнорируются многочисленные санитарные нормы и правила, бытовая химия соседствует с продуктами питания, и ни у кого это вопросов не вызывает.

В итоге за предложение разработать меры, позволяющие возобновить торговлю молоком на улицах, народные избранники проголосовали единогласно.

Светлана ИЗРАЙЛЕВА

Предыдущая статьяБеженцы из Украины в Рыбинске
Следующая статьяЛетать и прыгать! Дружить и помнить…

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.