ГИБРИД ВРЕМЕН И СТИЛЕЙ
Пожарная каланча на Стоялой в Рыбинске была возведена в 1912 году на месте старой сгоревшей каланчи постройки 1842 года. Уже тогда эта пожарная вышка не имела никакого полезного смысла — телефонная связь, заменяющая дозорных на смотровой площадке, к тому времени в Рыбинске была, причем, не один год. Но, презрев практицизм, город приобрел еще одну «самую-самую» достопримечательность: рыбинская пожарная каланча — самая высокая в России, ее высота 76 метров, выполнена она по самым инновационным для тех времен технологиям —
в строительстве впервые был использован железобетон. И это еще не все: наша каланча — последнее подобное сооружение в России. По сути, самое молодое из всех старых зданий аналогичного назначения.
Чем еще удивительна эта постройка? Начнем с внешнего вида. Круглая двухъярусная опора выполнена в стиле позднего классицизма. Это все, что осталось после пожара, когда сгорела старая деревянная каланча. И уже на этой классической опоре возвели нынешнее сооружение в стиле модерн: эстетически красивое и одновременно функциональное.
Каланча представляет собой пятиярусную железобетонную монолитную конструкцию. При строительстве применялись самые современные технологии: сначала был возведен железобетонный несущий каркас, пространство которого затем снаружи по периметру было заложено облегченной кирпичной кладкой.
План и фасад каланчи составил городской архитектор И.К. Хотин. Из строительных фирм, принимавших участие в торгах на возведение железобетонного каркаса, городская управа приняла условия саратовской фирмы «Братья Грингоф». Кирпичное заполнение было отдано на подряд рыбинцу Степану Букетову.
Рыбинская дозорная башня — яркий гибрид времен и стилей. Круглая классическая опора 19-го века держит на себе четырехгранную модерновую башню 20-го века. Наш век тоже внес свою лепту. В 2003-м году завершилась реставрация каланчи.
Восстановительные работы велись долго, почти 15 лет. К этому времени здание начало разрушаться, по стенам образовались трещины. Одновременно сказались несколько факторов: низкое качество первого в России железобетона и ведущееся рядом с башней строительство транспортной развязки. Заговорили даже о возможном падении строения.
Был предложен проект реконструкции, где предусматривалось строительство внутри существующей каланчи еще одной, металлической, выполняющей функции каркаса. В середине 90-х годов было проведено усиление фундамента, смонтирована металлическая арматура. А в 1995 году произошла авария: оборвались стойка каркаса. Пожарную команду срочно эвакуировали из здания, и заговорили о том, что во избежание обрушения каланчу необходимо разобрать. Но к счастью, этому символу Рыбинска повезло. Удалось найти деньги и завершить реставрацию.
…Пожарная каланча, как и многие старые здания, бережно хранит свои тайны. Вот одна из них. В 1907 году пожар — ирония судьбы — уничтожил стоявшую на этом месте деревянную дозорную башню. Причины возгорания так и остались невыясненными. Существует несколько версий происшедшего. Начнем с того, что в нижних этажах здания располагался полицейский архив, хранивший следы многих преступлений. И дабы уничтожить улики, хранилище подожгли. Другая версия менее криминальная — неосторожное обращение с огнем. Появилась она, когда во время реставрационных работ под полом были найдены спички и пачка папирос тех времен. Какова же истинная причина пожара — знают только старые стены рыбинской каланчи.
ЯРМАРОЧНЫЙ РЫБИНСК
Это низкорослое здание на улице Горького, 2 в Рыбинске, более всего похожее на амбар, известно в первую очередь тем, что стоит на месте, где когда-то был ярмарочный павильон, построенный по проекту Карла Росси.
В Зачеремушном районе 19-го века жилые дома редко строили — сказывалось отсутствие добротного моста через Черемуху. Река весной разливалась и надолго отрезала Зачеремушье от центра города. Здесь располагались промышленные предприятия, склады, торговые дворы. И здесь проводили большую Петровскую ярмарку, названную в честь праздника апостолов Петра и Павла.
В конце 18-го века для ярмарки, проходившей с 22 июня по 9 июля, был построен первый деревянный ярмарочный гостиный двор на 200 лавок. А в 1810 г. Росси разработал для Рыбинска проект нового, также деревянного ярмарочного двора. Вскоре построенное здание было простым и выразительным, с открытой галерей и изящными аттиками. Простояло оно лет тридцать, обветшало и было разобрано. И в 1846 году началось строительство каменного ярмарочного дома. Он-то и сохранился до наших дней. Правда, в несколько измененном облике.
Здание достаточно традиционное, если не сказать — банальное: одноэтажное, с полуциркульными проемами, оформленными в виде аркад. Но ценность его — в воспоминаниях, с ним связанных.
Вот как описывает Иван Сергеевич Аксаков Петровскую ярмарку лета 1849 года в Рыбинске: «Ярмарка эта не важна торговлей, но довольно шумна и многолюдна. Разряженные купчихи и крестьянки в шляпках и в кичках, в немецких и русских платьях оживляют, пестрят картину… в прошлом году пришло товару на 35 милльонов рублей серебром, а вывезено на 45 милльонов серебром. Порядочный оборот денег…»
Ярмарочная площадь за Черемухой собирала в день по несколько тысяч человек пришлого и городского народу. В наше время гостиный двор вошел в комплекс зданий речного училища и приспособлен под мастерские и спортивный зал.
ЖЕСТЬ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
«Когда мы с лордом Бритишем, президентом английской гильдии жестянщиков, были на Таити и пили ром, он однажды хлопнул меня по плечу и сказал: «Дорогой Грэг, это отшень пльёхо, что в Россия, блин, до сих пор нет гильдии жестянщиков». И тогда я густо покраснел».
Так или приблизительно так рассказывал один профессиональный жестянщик, желая объединить своих собратьев «в единый стальной кулак, а затем с жестяным грохотом двинуться в регионы, сметая все на своем победном пути и оставляя за собой пылающий шлейф добротных оцинкованных и медных крыш!».
Очевидно, до нашего города он все-таки добрался. И оставил следы своего пребывания, видимые не только с высоты птичьего полета, но и на уровне человеческих глаз. По крайней мере, вывеска на старой стене дома на улице Герцена в Рыбинске сообщает, что здесь были жестянщики-кровельщики, в душе — художники и скульпторы, оценивающие кровли и вентиляции по своему, гамбургскому счету, дабы уберечь родное народонаселение от блудливой рекламы строительных бракоделов.
Жестянщика уж нет, а крыши остались. Контора закрылась, а вывеска с как будто вырезанными из жести буквами висит над пустыми окнами и наглухо закрытыми дверями.
Говорят, жестяной бизнес вымирает. Говорят, на смену жестянщикам-художникам приходят подмастерья. Еще говорят, что профессионалы теперь латают лишь жестяные бока авто. Только все это неправда. Старые жестяные кровли требуют к себе уважения. А жестяные водосбросы и воздухоотводы! А лейки, воротники, держатели, заглушки и прочие жестяные приблуды!
«Жестянка», конечно, не вымрет, а вот «сарайный бизнес» долго не протянет. Очевидно, и эта жестяно-кровельная контора, оставив после себя вывеску, в полном составе отправилась на повышение. Например, преобразовавшись в крупное предприятие по жестяным работам, открыв где-нибудь на окраине города большой и современный офис.
А старая вывеска в Рыбинске… Она ведь никому не мешает. Лишь служит напоминанием о том, что крышам нужна заботливая рука жестянщика-кровельщика, мастера, не боящегося высоты, жары, стужи, тяжелой работы и грохота жести.