Домой История Звонкая жизнь Александра Михайлова

Звонкая жизнь Александра Михайлова

0

Главное – ритм

Одна нога – на педали, управляющей самыми большими колоколами, левая рука плавно бегает по веревкам, которые прикреплены к языкам колоколов, в правой руке – целый механизм из веревок. Всего 10 колоколов массой десять тонн, а вес языков от маленьких до больших в общей массе составляет полтонны. Начинают и задают ритм самые большие колокола-благовестники, к ним присоединяются средние подзвонные, и тут же подхватывают мелодию маленькие зазвонные колокола – звук соединяется в одну единую ритмичную музыку. Здесь, на вершине, Александр Михайлов и дирижер, и исполнитель, а его аудитория — жители всего города.
Александр Михайлов – звонарь с двадцатилетним стажем. На своем рабочем месте он в дождь, в снежную метель и палящую жару.
— Когда человек долго работает звонарем, он сам приобретает форму колокола, — подшучивает над собой Александр, поглаживая живот. – У звонаря должно все работать отдельно, одна рука одно делает, другая – другое, и это в самом деле не так просто, как может показаться с первого взгляда.
Русский колокольный звон, в отличие от западноевропейского, ритмичный, а не мелодичный, поэтому звонарь должен обладать чувством ритма.

Колокола

Увлеченный жизнью

Обо всех увлечениях и занятиях Александра Владимировича не переговорить. Его отец был дальнобойщиком, поэтому в сарае возле дома мальчишке было интересно возиться с запчастями и двигателями от машин. Вместе с увлечением техникой проявлял интерес и к гуманитарным наукам, любил много читать, поэтому в его доме спустя несколько десятилетий хранится целая библиотека. Любил экскурсии и поездки, где можно было увидеть что-то интересное и узнать новое. Даже когда Александр устроился ну совсем на немузыкальную работу – машинистом экскаватора, — увлечения не бросил.
— Любил ездить на выставки, концерты в Ярославскую филармонию. Из-за хорошего концерта брал на работе отгулы, и получалось так, что бригада электриков или водопроводчиков сидит без дела, потому что экскаваторщик уехал в филармонию, — смеется Александр. – Я не пил и не курил, из-за этого начальство и шло на уступки.

Дорога к храму

Рисование тоже заняло определенное место в жизни Александра. Еще в школьные годы он рисовал автомобили, это хобби к восемнадцати годам вылилось в коллекцию из нескольких тысяч рисунков.
— В 1991 году я задумал нарисовать этюд небольшого размера, который бы символизировал русскую землю, в те годы патриотические чувства к своей стране были у каждого человека. Получился вид с колокольни, внизу – главы храма, крепостная монастырская стена, дали, пейзаж, и на первом плане были колокола как символ Родины. Передний план надо было прописывать, и я понял, что не знаю, каким образом крепятся колокола, и нигде не мог найти, — вспоминает звонарь.
Тогда Александр Михайлов отправился в Рыбинский музей, уж очень хотелось нарисовать правдоподобную картину. Стремление и упорство мужчины довели его до Ярославского музея-заповедника, а интерес к колоколам нарастал с каждым днем.
— Я побывал на всех колокольнях Ярославля, попав в ту струю, где мне было интересно, я всегда любил старые вещи и историю. В 1992 году вступил в ассоциацию колокольного искусства, а в 1996 году отец Михаил Халюто предложил мне стать звонарем в Покровском храме, — вспоминает свою дорогу к храму Александр Михайлов.
Музыкального образования у Александра Михайлова нет, но слух был с детства: когда бабушка подарила маленькому шестилетнему внуку гармошку, то он ее освоил без всяких проблем в считанные минуты. Поэтому на предложение отца-настоятеля Александр согласился и обещался приехать через пару дней. Но встречи в обещанный день не состоялось.
— Буквально за день на работе у меня произошла беда. На ногу мне упали въездные ворота, и я лишился пальцев на ноге. Долго мучился, нога не заживала, и становилось только хуже, это продолжалось несколько месяцев. На Рождество я не выдержал, одел валенки, шубейку и с температурой 38 поехал в Покров, залез на колокольню, попробовал позвонить, ведь навыков-то еще не было, просидел службу, и после этого нога стала заживать и перестала болеть, —
вспоминает мужчина.
Так Александр Михайлов стал звонарем.
— Я совмещал эту работу со своей работой на заводе, в основном работал звонарем на праздничных и воскресных службах, — рассказывает звонарь. — За это время участвовал во многих фестивалях, в конкурсе звонарей в 1999 году в Ярославле стал лауреатом и дипломантом. В Тутаеве есть колокололитейный завод, от которого мы ездим по всей России и вешаем колокола. Вот уже в течение десяти лет около сотни колоколен восстановили.
О колоколах Александр Михайлов знает все, включая любопытные исторические факты. Так, например, большой часовой колокол на Спасо-Преображенском соборе – единственный в России подписной колокол чебоксарского купца Алексея Синцова. В советский период часовые колокола в порядке исключения разрешалось оставить при наличии действующего механизма часов. В Рыбинске такой колокол, который весит две с половиной тонны, был установлен в 1896 году, а отлит был еще для колокольни старого собора в 1780 году на средства посадских людей. Наверно поэтому у него такой яркий и красивый звон.

Алена ЯЗЫКОВА

Предыдущая статьяПогиб на пожаре
Следующая статьяСкончался самый молодой пострадавший на НПО «Сатурн»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.