Главное – ритм
Одна нога – на педали, управляющей самыми большими колоколами, левая рука плавно бегает по веревкам, которые прикреплены к языкам колоколов, в правой руке – целый механизм из веревок. Всего 10 колоколов массой десять тонн, а вес языков от маленьких до больших в общей массе составляет полтонны. Начинают и задают ритм самые большие колокола-благовестники, к ним присоединяются средние подзвонные, и тут же подхватывают мелодию маленькие зазвонные колокола – звук соединяется в одну единую ритмичную музыку. Здесь, на вершине, Александр Михайлов и дирижер, и исполнитель, а его аудитория — жители всего города.
Александр Михайлов – звонарь с двадцатилетним стажем. На своем рабочем месте он в дождь, в снежную метель и палящую жару.
— Когда человек долго работает звонарем, он сам приобретает форму колокола, — подшучивает над собой Александр, поглаживая живот. – У звонаря должно все работать отдельно, одна рука одно делает, другая – другое, и это в самом деле не так просто, как может показаться с первого взгляда.
Русский колокольный звон, в отличие от западноевропейского, ритмичный, а не мелодичный, поэтому звонарь должен обладать чувством ритма.
Увлеченный жизнью
Обо всех увлечениях и занятиях Александра Владимировича не переговорить. Его отец был дальнобойщиком, поэтому в сарае возле дома мальчишке было интересно возиться с запчастями и двигателями от машин. Вместе с увлечением техникой проявлял интерес и к гуманитарным наукам, любил много читать, поэтому в его доме спустя несколько десятилетий хранится целая библиотека. Любил экскурсии и поездки, где можно было увидеть что-то интересное и узнать новое. Даже когда Александр устроился ну совсем на немузыкальную работу – машинистом экскаватора, — увлечения не бросил.
— Любил ездить на выставки, концерты в Ярославскую филармонию. Из-за хорошего концерта брал на работе отгулы, и получалось так, что бригада электриков или водопроводчиков сидит без дела, потому что экскаваторщик уехал в филармонию, — смеется Александр. – Я не пил и не курил, из-за этого начальство и шло на уступки.
Дорога к храму
Рисование тоже заняло определенное место в жизни Александра. Еще в школьные годы он рисовал автомобили, это хобби к восемнадцати годам вылилось в коллекцию из нескольких тысяч рисунков.
— В 1991 году я задумал нарисовать этюд небольшого размера, который бы символизировал русскую землю, в те годы патриотические чувства к своей стране были у каждого человека. Получился вид с колокольни, внизу – главы храма, крепостная монастырская стена, дали, пейзаж, и на первом плане были колокола как символ Родины. Передний план надо было прописывать, и я понял, что не знаю, каким образом крепятся колокола, и нигде не мог найти, — вспоминает звонарь.
Тогда Александр Михайлов отправился в Рыбинский музей, уж очень хотелось нарисовать правдоподобную картину. Стремление и упорство мужчины довели его до Ярославского музея-заповедника, а интерес к колоколам нарастал с каждым днем.
— Я побывал на всех колокольнях Ярославля, попав в ту струю, где мне было интересно, я всегда любил старые вещи и историю. В 1992 году вступил в ассоциацию колокольного искусства, а в 1996 году отец Михаил Халюто предложил мне стать звонарем в Покровском храме, — вспоминает свою дорогу к храму Александр Михайлов.
Музыкального образования у Александра Михайлова нет, но слух был с детства: когда бабушка подарила маленькому шестилетнему внуку гармошку, то он ее освоил без всяких проблем в считанные минуты. Поэтому на предложение отца-настоятеля Александр согласился и обещался приехать через пару дней. Но встречи в обещанный день не состоялось.
— Буквально за день на работе у меня произошла беда. На ногу мне упали въездные ворота, и я лишился пальцев на ноге. Долго мучился, нога не заживала, и становилось только хуже, это продолжалось несколько месяцев. На Рождество я не выдержал, одел валенки, шубейку и с температурой 38 поехал в Покров, залез на колокольню, попробовал позвонить, ведь навыков-то еще не было, просидел службу, и после этого нога стала заживать и перестала болеть, —
вспоминает мужчина.
Так Александр Михайлов стал звонарем.
— Я совмещал эту работу со своей работой на заводе, в основном работал звонарем на праздничных и воскресных службах, — рассказывает звонарь. — За это время участвовал во многих фестивалях, в конкурсе звонарей в 1999 году в Ярославле стал лауреатом и дипломантом. В Тутаеве есть колокололитейный завод, от которого мы ездим по всей России и вешаем колокола. Вот уже в течение десяти лет около сотни колоколен восстановили.
О колоколах Александр Михайлов знает все, включая любопытные исторические факты. Так, например, большой часовой колокол на Спасо-Преображенском соборе – единственный в России подписной колокол чебоксарского купца Алексея Синцова. В советский период часовые колокола в порядке исключения разрешалось оставить при наличии действующего механизма часов. В Рыбинске такой колокол, который весит две с половиной тонны, был установлен в 1896 году, а отлит был еще для колокольни старого собора в 1780 году на средства посадских людей. Наверно поэтому у него такой яркий и красивый звон.
Алена ЯЗЫКОВА