Новость об отказе от уже привычных «вкусняшек» из-за запрета на ввоз импортных продуктов живо обсуждают сейчас в цехах предприятий и офисах учреждений, у подъездов и на детских площадках. Неунывающие рыбинцы с энтузиазмом вспоминают антикризисные житейские рецепты времен советского дефицита, поездки в Москву за колбасой и полки городских магазинов с пирамидами морской капусты. История развивается по спирали?
Запрет на ввоз иностранных продуктов, по мнению аналитиков, чреват тремя основными проблемами – дефицитом товаров из-за нехватки мощностей и объемов у российских производителей, ростом цен по причине устранения конкурентов и появлению продуктов низкого качества, так как уровень технического оснащения низкий, система контроля развита слабо, а коррумпирована сильно.
Первым о том, что продовольственного дефицита и роста цен не будет, ответственно заявил Владимир Путин, тем самым дав понять политику партии всем игрокам рынка. Тональность подхватили региональные власти. Сергей Ястребов, 7 августа побывав в сельских хозяйствах губернии, отметил, что у жителей Ярославской области нет оснований беспокоиться о нехватке продуктов – местные сельхозпредприятия в достаточной мере обеспечат рынок молоком, мясом и овощами. Есть у Ярославской области и инвесторы, которые готовы вкладывать серьезные денежные средства в развитие сельских производящих и перерабатывающих хозяйств. Внешэкономбанк строит несколько современных молочно-товарных комплексов в Ярославском районе, планирует открывать завод по переработке молока, завод комбикормов и завод по переработке мяса.
Но за успокаивающими словами чиновников читается понимание того, что жизнь сильно изменится, а перенастройка наработанных схем займет время и вряд ли для всех пройдет безболезненно.
Каких изменений ожидать сейчас, хватит ли на всех провианта, и как сильно запрет отразится на наших кошельках, мы спросили у рыбинских производителей и переработчиков.
Александр Малышев, заместитель главы администрации Рыбинского муниципального района по АПК, имущественным и правовым вопросам:
– Я думаю, что запрет ввоза в нашу страну ряда продуктов положительно скажется на работе предприятий Рыбинского района. Наиболее крупные из них – «Волжанин», «Ярославский бройлер», «Залесье» – полностью обеспечивают город и район яйцом, мясом курицы и свинины. В планах этих предприятий – увеличение объемов производства, и, думаю, что запрет лишь поможет им в реализации. У них появился шанс занять свою нишу в Центральном регионе России.
К сожалению, с растениеводством дела обстоят не так радужно. На сегодняшний день у нас в районе нет предприятий, которые массово поставляли бы на рынок овощи и фрукты. И здесь причина не столько в реализации товара, сколько в кадровых проблемах. Люди не хотят идти работать в эту непростую отрасль. Поэтому предприятия и не занимаются выращиванием овощей и фруктов. Но если рассматривать этот вопрос в масштабах области, то такие предприятия есть в Ярославском районе, хотя все же конкуренцию южным регионам России составить довольно сложно.
Дмитрий Угланов, представитель службы маркетинга птицефабрики «Волжанин»:
– Мы воспринимаем произошедшее как факт. В отношении обеспеченности яйцом рыбинцам волноваться не надо, всем хватит. Птицефабрика работает не только на Ярославскую область, но и на центральную часть страны.
Леонид Буянов, генеральный директор СПК «8 Марта»:
– Мы с оптимизмом встретили эту новость, ждем, что наша молочная продукция будет более востребована оптовиками. В хозяйстве есть свой перерабатывающий пункт, где мы производим цельное пастеризованное молоко. Со своей продукцией кроме Рыбинска мы вышли в Тутаев, хотели продавать и в Ярославле, но оказались зажаты рынком в отношении объемов. Теперь ожидаем, что отечественная продукция заполнит прилавки, что производители будут получать за сырое молоко столько, сколько оно фактически стоит. Но для покупателя в нашем случае цена не должна увеличиться.
Татьяна Кухарева, директор ООО «Молога»:
– Пока сложно говорить о том, что для нас изменится с введением запрета на ввоз импортных продуктов. Хозяйство производит до пяти тонн молока в сутки, больший объем продать сложно – производители продуктов работают на сухом импортном молоке. Надеемся, что теперь наше молоко будет продаваться по реальной цене. Такая же ситуация и с говядиной: заводы предпочитают замороженное импортное сырье. Если почувствуем спрос на наше молоко и мясо – производство увеличим, возможности есть.
Алексей Александров, заместитель директора Волжского рыбзавода:
– Мы перерабатывали норвежскую скумбрию, мойву, селедку. До нас волна последствий от запрета докатится через месяц-два. Как будем работать в новых условиях, пока не понятно. Будем искать замену, на рынке есть мурманская, калининградская рыба. Можно ли будет на ней работать – это вопрос. Посмотрим, как будут вести себя оптовики, насколько адекватными будут отпускные цены. Завод производит до десяти тонн продукции в месяц. На рыбе, выловленной в Рыбинском водохранилище, работать мы не сможем: ее с каждым годом все меньше, а то, что есть, безнаказанно вылавливают браконьеры, продают сразу на берегу за наличку, до завода она не доходит.
Розалия Исупова, главный бухгалтер Брейтовского рыбзавода:
– Импорт? Да ведь мы на водохранилище стоим, работаем на своей рыбе. Надеемся, что теперь нашу продукцию лучше брать будут. Увеличивать объемы не будем, производство небольшое, да и рыба – она с хвостом, наши объемы больше от природных факторов зависят.
Сергей Иванченко, директор МУП «Торговый дом «На Сенной»:
– Закупки продуктов для питания школьников начнутся только в конце сентября, но мы давно отказались от импортных продуктов. Привозными на столах школьников традиционно были лишь фрукты – марокканские яблоки и апельсины, да картошка. После Нового года местный картофель всегда был в дефиците, приходилось покупать финский, голландский. Нехватки продуктов, думаю, и сейчас не будет. Белорусы нам помогут, у них запрета на ввоз импорта нет, а вот повышения цен вряд ли избежим.
Надежда ЛАЗАРЕВА