Домой История Роль личности в истории Рыбинска

Роль личности в истории Рыбинска

0

История — точная наука. Она констатирует то, что уже произошло как трагедия и повториться может лишь в виде фарса.

История — жестокая наука. Она не терпит надувательства, и рано или поздно ответит интерпретаторам кулаком по зубам. Или дубиной под дых — орудие удара не имеет значения, последствия в любом случае станут трагическими.

История — полезная наука. Потому что именно она дает нам возможность учиться на ошибках прошлого. Но найти умника, который пользуется чужим опытом, а не набивает шишки своим, порой бывает непросто.

С другой стороны, история открывает невиданные просторы для фантазии. Ты можешь повернуть былые события так, как нравится тебе. И твое прошлое станет чистым от грязи настоящего, и гадкие пылинки средневековой инквизиции слетят с него, словно испуганные мухи с варенья. А что такого-то? Вон сколько раз переписывали учебники российской истории. Что ни новый национальный лидер, то новая история нашей многоликой страны. Впрочем, случалось и совсем уж удивительное, когда учебники для детей — этих ненасытных пожирателей знаний — писали по-новому ежегодно. И каждое поколение теперь знает свою Россию, неповторимую в своей красоте и кошмаре, уме и глупости, знаниях и дремучести.

История куражится над теми, кто не учитывает ее уроки. Она жестоко заставляет раз за разом повторять одни и те же бессмысленные действия. Вы никого в этом зеркале не узнаете?

 Кто виноват?

Мы легко и просто объясняем порой самые сложные явления в обществе. Мы клеим ярлыки на понятия, руководствуясь собственным опытом, и интерпретируем события с позиции личных наблюдений. При этом мы часто киваем на историю: чего, дескать, ждать от государства, которое дольше других было погружено в крепостничество. Мы говорим: «Мы — рабы, и нам нужен царь». Или так: «Это особый путь развития России». И еще: «Во всем виноваты татаро-монголы». Высшим пилотажем объяснений сегодняшней ситуации могут стать духовные скрепы, присущие только и исключительно нам, русским.

Тем временем именно история способна помочь объяснить нам то, что сегодня происходит с нашим обществом. Более того, знание российской истории способно предупредить ошибки и уберечь от проблем. Но для начала хорошо бы точно знать истинные причины, по которым происходили те или иные события. Не констатировать факты: да, самодержавие, да, крепостничество, — а понимать, почему России так нужна была власть царя и жесткая привязка крестьян к земле.

Задайте себе вопрос: когда появилась первая мануфактура в Германии? И как вообще развивался класс буржуазии в Европе, в то время как Россия на 90 процентов жила в стиле «пейзан»? А получив ответ, вы можете задать себе еще одни вопрос: отчего так трудно идет развитие в наше время предпринимательства? И добавив чуть-чуть истории прошлого века, когда частная собственность была позорной, и только коллектив приветствовался повсеместно, вы поймете, почему до сих пор в российских буржуа тыкают пальцем: богатый, значит, ворует. А бедный — честный? Ах, ну да, кухарки правят государством…

Пейзан «а ля рюс»

Академические историки говорят, что на каждое явление есть целый ряд причин — экономических, геополитических и даже климатических. Вот, например, самодержавие и крепостничество в России — это не результат татаро-монгольского ига, исключительной духовности или особого пути. Это суровая необходимость сохранения имперского государства.

Историки утверждают: не было ничьей злой воли, что в России установилось самодержавие. Управлять такой тяжелой во всех отношениях страной можно было только при сильной централизованной власти. Сегодня мы сравниваем себя с Европой, не учитывая простой фактор — климатические различия. Наши земли неплодородны, у нас полгода лежит снег. А мы взахлеб восхищаемся качеством дорог во Франции. Но, позвольте, сколько стоит воспроизводство жизни в России и в любой европейской стране? Сравнение далеко не в нашу пользу.

Скажем, в Германии 18 века, по словам ученых, один крестьянин мог содержать до ста прусских солдат, потому что погодные условия позволяют ему работать 11 месяцев в году. В России же сельское хозяйство гораздо сложнее, полгода — предельный срок, в течение которого можно работать. Хуже плодородность, меньше урожайность. И русский крестьянин мог содержать лишь десяток солдат, не более. Отсюда необходимость привязки крестьян к земле. Иначе все, сельское хозяйство можно было бы забыть. Что, собственно и случилось в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. Именно тогда, после реформы Косыгина, в России по сути перестало существовать крепостничество. Крестьянам выдали паспорта, и они очень быстро начали уезжать из деревень.

Тем временем крепостничество порождает определенный тип личности. Может быть, поэтому многие и сейчас мечтают о «сильной руке», которой «добрый царь» будет управлять государством.

Прессинг персоны

В 18 веке для того чтобы Россия могла считать себя сильным государством, 95 процентов населения должны были работать на земле. Слой интеллигенции был очень тонким. И вот эта интеллектуальная элита страны вдруг осознает, что — о, Боже! — у нас крепостничество! У нас самодержавие! В результате доблесть русской интеллигенции — ругаться с властью.

Конфликт власти и интеллигенции особенно ярок, когда появляется сильная личность. Она будоражит общественность, несет на себе социальную нагрузку, выполняет роль центра притяжения.

Считается, что в России роль личности гораздо выше, нежели во многих других странах. Может, потому что у нас не так налажены социальные механизмы, не так хорошо действует закон. В США, например, во главе целого штата Калифорния можно поставить актера-культуриста, и Калифорния этого не заметит. Она как жила до Шварценеггера, так живет и после него. А у нас роль отдельного человека может быть громадна. Личность может поднять дело, а может его разрушить.

Роль личности в истории Рыбинска

Каждый новый правитель в России, будь то президент или глава города, рулит в свою сторону. Двадцать лет назад нам казалось, что мы стремимся в Европу, берем за пример европейское устройство бизнеса, догоняем уровень благосостояния и комфорта Англии, Германии, скандинавских стран. И вот новый поворот. Азия! Впрочем, именно азиатский способ воспроизводства жизни был характерен для России и ранее. А уж о близком дыхании советского прошлого в спину новой русской буржуазии говорить даже неприлично.

Об исключительной роли личности в истории Рыбинска впору писать научное исследование «Персональное влияние на социально-экономическое положение города «мечтательного» Бориса Степанова, «буйного» Евгения Сдвижкова, «сотканного из противоречий» Юрия Ласточкина».

Под влиянием персон, облеченных властью, мы привыкли робеть. Сколь бы шатки ни были ножки у трона, на котором сидит наш избранник, мы глядим на него снизу вверх. И страшные истории о коррупции и злоупотреблениях рассказываем только шепотом: вы, дескать, не представляете, какие люди здесь замешаны! А, собственно, какие? Нами же избранные и властью наделенные.

Зато когда человек власть теряет, нас прорывает справедливостью: мы готовы обличать и уличать лежачего, глядя на него сверху вниз.

Что это? Наследие крепостничества и самодержавия? Торжество иллюзии бессилия перед обстоятельствами, усиленное осознанием того, что общество и власть живут в параллельных вселенных и пересекаются разве что в той плоскости, где находятся СМИ и пропаганда?

О прагматизме власти

Почему власть нас не замечает? Почему не считается с нашими проблемами? Наверное, каждый из нас рано или поздно задает себе этот вопрос.

Власть прагматична по определению. Если она не ведет себя с долей экономического цинизма по отношению к своим подданным, она рискует потерять управление.

Если бюджеты европейских государств складываются из лояльности налогоплательщиков, то основа российского бюджета — это сырьевые доходы.

Власть не заинтересована в благосостоянии своих подданных, потому что эти подданные не определяют бюджет власти. У нас низкий подоходный налог. С одной стороны, мы считаем это социально значимым достижением. Но есть оборотная сторона медали: нас не ценят. Потому что мы не приносим существенный доход.

Прагматизм власти проявляется не только в экономике. Что, например, заставляло Екатерину Великую быть толерантной к религиям? Необходимость удержать контроль над многонациональным государством. Она надевала платочек и шла молиться в рыбинский храм. Добравшись до Казани, она выступала на арабском языке в исламской мечети. У нее даже мысли не было обратить в христианскую веру Крым. Веротерпимость Екатерины — это не признак ее «хорошести», а суровый прагматизм, необходимость удержаться на престоле.

И если в экономике и по отношению к налогоплательщикам нынешняя власть сугубо прагматична, то в выдвижении идеи исключительного православия в многонациональном государстве, видимо, больше эмоций. Хотя, с другой стороны, временное положение власти, ее сменяемость — эти признаки завоеванной демократии — могут играть роковую роль: на мой век хватит, а после меня — хоть трава не расти!

О ценностях и престиже

Так что с точки зрения истории сегодня было бы рациональным в отношениях власти и общества?

Для начала было бы неплохо осознать, что Россия — не самая богатая страна. Да, у нас много нефти и газа, но их добыча и транспортировка крайне затратны. Себестоимость нашей нефти в десятки раз выше, чем в Саудовской Аравии. Это не придает привлекательности разработкам месторождений и транспортировке природных ресурсов. А с учетом аппетитов газовых и нефтяных монополистов ведет не к уменьшению затрат, а к банальному повышению цены на «народное богатство», в первую очередь, для народа.

Роль личности в истории Рыбинска

Конечно, осознание своей бедности — не лучший пьедестал для прыжка к благосостоянию. Но если ты опираешься на ошибочные тезисы, ты никогда не достигнешь цели. Пример — состояние сельского хозяйства. В какой-то момент мы решили, что работа на земле — выгодный бизнес. Тем временем сельское хозяйство в России дотационно. В него приходится вкладывать государственные деньги, потому что это — госбезопасность. Одно дело — не будут покупать наш газ, другое — откажутся от поставок в Россию продуктов питания.

Усилий по воспроизводству жизни в России приходится прикладывать гораздо больше, чем в благополучных странах Европы, утверждают историки. Вспомните: 95 процентов населения нашей страны в 18-19 веках занимались сельским хозяйством, в то время как Европа уже вовсю развивала промышленность.

Но преимущественная аграрность страны — не повод для отсутствия пусть и немногочисленной интеллектуальной элиты. Со времен Ивана третьего в России воспитывался престиж служения Отечеству. Екатерина Великая бережно охраняла своих немногочисленных дворян и поощряла легкую фронду. А сегодня власть, похоже, опирается пре-
имущественно на «Уралвагонзавод» как обобщенное понятие кадрового потенциала страны.

Конечно, нельзя позволять интеллектуальной элите страны уходить в подполье, надо дать ей то, что любила Екатерина, — дозволенную оппозиционность, говорят ученые, опираясь на опыт самодержавия. Но согласится ли интеллигенция с этой дозволенностью? И как можно распорядиться свободой мнений, если она задекларирована, но реализована в ограничениях?

Собственно, ограничения — это как раз и есть тот фактор, который искажает любую реальность до неузнаваемости. Особенно, когда рамки ставятся не самостоятельно, изнутри, в порядке самоцензуры, а насаждаются сверху. Вспомните, Болотная в свое время собрала десятки тысяч недовольных, среди которых большинство — представители интеллектуальной элиты. А когда в Москве сносили памятники истории, на улицы выходили единицы. В чем проблема? В изменившихся ценностях?

Скорее, в отсутствии престижа. Интеллектуалом быть не престижно. А что престижно? Дорогая машина, заработок, учеба детей за границей. К сожалению, совместить престиж высоких принципов и больших доходов гармонично не удается.

Более того, поощряются низменные желания и псевдопатриотизм. Вот, в расчете на отсутствие способности к анализу, в умы внедряется мысль — кругом враги! И американский монстр милитаризма уже стучится в окно хибрки в умирающей рыбинской деревеньке. А вот знаменитый телевизионный ведущий вещает на всю страну, призывая «жечь сердца геев». Сам он, конечно, ничьи сердца жечь не будет, потому как полжизни проводит в толерантной уютной Европе. Но через некоторое время где-нибудь в Вятке может случиться трагедия.

…Говорят, что слово материально. Еще говорят, что в обществе всего три ценности — власть, деньги и информация. В умелых руках той же Екатерины баланс ценностей власти и общества вполне устраивал все заинтересованные стороны. И не суть, какой циничный прагматизм двигал императрицей. Она не играла с огнем. Она заигрывала с подданными. А это, согласитесь, разные вещи.

Предыдущая статьяМина в Рыбинском садоводстве
Следующая статьяВ Рыбинске реализуют программу «Доступная среда»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.