Здесь могли быть ваши символы
Вот так ходишь-ходишь в школу, и тут бац… Нет, не вторая смена. Просто однажды поднимаешь глаза чуть выше обычного, смотришь не себе под ноги и не на спешащих одноклассников. И видишь свою школу, такую родную и, казалось бы, изученную до кирпичика, как в первый раз. И начинаешь рассматривать детали. И задавать вопросы. А что там за круги и квадраты между окнами на стенах? И зачем эта звезда с гипсовой гирляндой на фронтоне? И почему под ними пустое поле, хотя явно что-то когда-то там было написано или изображено…
Вопросов больше, чем ответов. И не удивительно, потому что когда здание живет долго, сначала в СССР, затем в России, меняет вместе со страной политические убеждения, смотрит на мир последовательно глазами коммуниста социалистического времени, анархиста переходного периода, демократа современности и et cetera, трудно предположить, что не меняется внешний облик здания.
Старые символы уходят в прошлое вместе с убеждениями. Ну, или почти уходят. Пятиконечная звезда-то осталась! И ее во время ремонта любовно красят в традиционный красный цвет. А гирлянду — столь же любовно — в золотой. И пусть это символы далекого прошлого, пусть большая их часть утеряна — не дожившие до нас «Слава КПСС» или чеканные профили коммунистических вождей. Хорошо, что они остались. Потому что это — наша история, независимо от того, нравится нам она или нет.
А собственно школьная история проста и незамысловата. Начинается она в середине прошлого века. В апреле 1954 года рупор КПСС — газета «Правда» — писала: «Предметом особой заботы Партии и Правительства является строительство жилищ для трудящихся, школ, больниц, детских садов и яслей, других социально-культурных и бытовых учреждений».
В столичном строительстве тогда процветал сталинский ампир. Помпезные сооружения возводили в Москве и Ленинграде. Провинция жила скромнее. Специальные архитектурно-конструкторские бюро разрабатывали для нее простенькие типовые проекты объектов культурно-бытового назначения: жилых домов, школ, больниц. Так в середине пятидесятых одновременно на всей территории СССР появились двухэтажные здания школ в классических пропорциях, с фронтоном и, пусть скудным, но декором.
В 1954 году в Рыбинске на улице Бори Рукавицына открылась школа №24, построенная по типовому проекту образца пятидесятых. Удобное по тем временам здание, фасад которого украшала скромная лепнина — естественно, в духе патриотических символов того времени: звезды, гирлянды, серпы, молоты, «Слава Октябрю и КПСС».
Люди сменили убеждения и избавились от старых символов. А новые не приобрели. Но надежда, что символы современности появятся, все-таки существует. Ведь место-то под них уже готово! Вот оно, под звездой, почетное и совершенно свободное.
Мой милый дом!
«Дом, мой милый дом!» Это точно не про серое, мрачное, лишенное архитектурных излишеств здание под номером 7 на улице Чкалова в Рыбинске. В этом доме не хочется жить, спать, работать. Сегодня. И это — ключевое слово, потому что далеко не факт, что таким же был он и сто лет назад, когда принадлежал богатому рыбинскому купцу и щедрому благотворителю Николаю Живущеву.
Впрочем, существенных изменений, помимо потрепанности временем и усилиями людей, быть, наверное, не может. Прямоугольная двухэтажная коробка с рядами простых окон, вытянутые вертикально линии более чем скромного декора.
Да, в нем не хочется жить. Но на него хочется смотреть. Есть в этом здании некий брутальный магнетизм, который заставляет хотеть потрогать облицованную рустиком поверхность стены, погладить нанесенные временем раны-сколы, рассмотреть морды лепных львов над окнами и прямолинейно-прямоугольный орнамент, напоминающий египетские мотивы. А может, вовсе не египетские, а загадочные рисунки пустыни Наска, оставшиеся от древних перуанских индейцев.
Рустиковая штукатурка, как рельефная кладка грубо отесанного камня, разбивает стены дома на вертикальные полосы, создавая впечатление мощи. И одновременно оживляет серые тона игрой света и тени.
Где подсмотрел архитектор эту кажущуюся простоту? У древних римлян, которые впервые употребили неотесанные камни для архитектурных частей, долженствующих производить впечатление массивности и прочности? Или у мастеров эпохи Возрождения, что лепили подделку ноздреватому и как бы проточенному червями известковому туфу? А может, в пику кучерявому декору соседей сделал в Рыбинске мастер этот вытянувшийся ввысь фасад? И добился-таки выразительности — в сочетании вертикальных линий гладких и рустованных поверхностей, которые визуально объединяют два этажа, делают фасад цельным, увеличивают высоту здания.
И страж дома — лев — образ царственности и воплощение героического начала. И прямые углы декора. И еще — следы плиточной облицовки. Это все, что украшает бывший особняк на ул. Чкалова.
Как далек дом Живущева от классических творений Росси! Как отличен от провинциального ампира, столь любимого рыбинским купечеством. И как притягателен он своей приземленностью: слегка неотесанной, нарочито мрачной и вызывающе мощной.
Спортивная синагога
Дореволюционный Рыбинск славился веротерпимостью. Размах ее впечатляет даже сегодня: помимо несчетного числа православных храмов, здесь мирно располагались старообрядческая церковь, католический костел, лютеранская кирха, еврейская синагога. Кирхе не повезло, так же как и большинству православных церквей — от них остались лишь воспоминания современников да старинные фотографии. Время отчасти пощадило костел — общие контуры этого здания торжествуют своим псевдоготическим стилем и сегодня. Синагога заняла промежуточное место во времени и пространстве: ее вроде бы нет, но она все-таки есть. В здании № 47а на ул. Чкалова, где сегодня расположена детская спортивная школа №1, трудно узнать еврейский «дом собрания». Но даже без религиозного антуража, без изображения магендавида, это — бывшая синагога, о возвращении которой мечтает рыбинская еврейская община «Лехаим».
В конце XIX — начале XX веков Рыбинск был провинциальной «русской Америкой», в истории которой переплелись судьбы и интересы самых различных конфессий и этнических общин.
Согласно статистическим отчетам рыбинской городской полиции за 1852 год, в Рыбинске не было постоянного еврейского населения, за исключением «состоящих на службе в разных воинских командах 7 человек мужеска и 3 женска пола». В ведомости об иноверцах за 1855 год в городе уже значилось постоянное еврейское население — 36 мужчин и 15 женщин.
Позже оно увеличилось незначительно. В 1868 году в городе проживало 45 евреев-мужчин и 18 женщин, а еще через пятнадцать лет — 235 лиц иудейского вероисповедания, из них 50 мужчин, 50 женщин и при них 135 детей.
В 1907 году, на исходе первой русской революции, по данным полиции, в Рыбинске постоянно проживало 415 и временно — 280 представителей иудейской диаспоры. Резкое увеличение численности евреев в Рыбинске связано с событиями Первой мировой войны, когда потомки иудеев в ходе разделов Речи Посполитой, спасаясь от немцев, оказались в Великороссии.
В Рыбинске действовал еврейский молитвенный дом «для низших чинов», а с ростом общины в 1916 году появилась каменная синагога, скромное невысокое здание — наложенные церковью и властями ограничения не позволяли строить синагоги выше жилых домов.
Общепринятых требований к архитектуре синагог не существовало. В Рыбинске еврейский «дом собрания» был выстроен прямоугольным, двухэтажным, фасадом обращенным к Иерусалиму, что являлось непременным условием для местоположения синагоги.
В ограждении на крыше и в переплетах окон второго этажа были использованы изображения магендавида — гексаграммы, звезды с шестью углами, которая образуется из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников.
Синагога служила рыбинским евреям до 1929-го года, когда общине было отказано в перерегистрации.
Но начало конца «дома собрания» было положено 29 октября 1920 года Рыбинским исполнительным комитетом, который, выслушав «доклад комиссии по приисканию квартир для рабочих водного транспорта, постановил: синагогу перевести в помещение старой молельни, а ее помещение передать для культурно-просветительных целей. Председатель К.И. Бухарин, секретарь Малов».
Тогда общине удалось убедить Рыбинский исполком пощадить религиозные чувства евреев и отменить свое постановление. Но в 1929-м году синагога теряет свое культовое назначение. Здесь располагается… клуб Союза коммунистической молодежи. Разумеется, интерьер здания приспособили в соответствии с представлениями об удобстве того времени, а из внешнего убранства пропала еврейская символика.
Сразу после Великой Отечественной войны бывшая синагога помогала растить Рыбинску юных спортсменов, что делает до сих пор с завидным успехом — акробаты рыбинской школы не раз занимали призовые места на европейских и мировых первенствах.
Сегодня о культовом назначении здания напоминают только старые документы и фотографии прошлого века. Но один из старых сотрудников школы рассказывает, что какое-то время после войны мотив магендавида еще присутствовал в переплетах окон второго этажа бывшей синагоги на улице Чкалова.
Юлия МУРАТОВА
Что касается 24-й школы. то там была длинная надпись «восьмилетняя школа № 24». Когда школа стала средней, слово «восьмилетняя» при ремонте сбили (кажется, в 1970, когда я туда пошел, оно еще было) и там какое-то время было пустое место над оставшимися тремя словами. Потом, видимо, решили, что проще всё убрать совсем. Особой лепнины там не было, в отличие от построенной, кажется, по тому же проекту школы, кажется, 21-й; в общем, той, где сейчас православная гимназия на Пархинской ул. Вот там лепнины много. И, кажтся, пока цела.
Спасибо Вам за информацию!