Детство
Сигсоны в Рыбинске появились в 1860-е годы, когда в наш город приехал Андрей Андреевич Сигсон – знаменитый фотограф снежинок. В Рыбинске Сигсон познакомился со своей будущей женой Эмилией Розалией Гернберг. В браке родилось пятеро детей, но двое умерли в раннем детстве. Самым младшим в семье был Георгий. Он родился 31 июля 1883 года в Рыбинске. В 10 лет поступил в приготовительный класс Рыбинской мужской классической гимназии. В школьном обучении имел склонности к математическим наукам, особенно легко давалась математическая география. Это раздел физической географии, изучающий вычисление координат, площадь земной поверхности и т.п. Любил Георгий и немецкий язык. В 1902 году получил аттестат зрелости об окончании восьми классов гимназии с отличным поведением и с удовлетворительными прилежанием и успеваемостью.
Начало военной службы
Затем Георгий поступил в Казанское пехотное юнкерское училище первого разряда. В 1904 году его призвали на военную службу, в 1907-м в чине подпоручика Сигсон поступил на службу в 248-й Осташковский батальон, дислоцировавшийся в то время в Рыбинске (позже батальон вошел в Гроховский полк).
Тяга к военной службе, видимо, появилась у Сигсона в раннем детстве. В его семье было много военнослужащих. Офицерами 248-го Осташковского полка были Николай Иванович Верховский, муж старшей сестры Лидии, его двоюродные братья по материнской линии – Николай и Владимир Гернберги. Муж кузины Веры Петр Петрович Карпов служил поручиком 138-го Болховского пехотного полка. Кузина Надежда вышла замуж за Бориса Николаевича Мелентьева (см. «РН» №29 от 29.07.2014, – прим.ред.), также офицера 248-го Осташковского полка. До нас дошла семейная фотография Сигсонов-Гернберг, на которой изображены бравые офицеры и их жены. На полу сидит, скрестив ноги по-турецки, мальчик в гимназической форме – Георгий Сигсон.
Увлечение Георгия фотографией также имело семейные корни. Георгий с детства интересовался фотографией, учился у своего отца, помогал старшему брату Евгению. Даже на военной службе он не бросает занятие фотографией, покупает новинку того времени – стереофотоаппарат и старается все зафиксировать на стереопластинки. Одним из первых в Рыбинске Георгий Сигсон увлекся жанровой фотосъемкой, стремясь снимать людей не в постановочных позах, а в типичных ситуациях. Благодаря этому мы можем наблюдать сцены из жизни рыбинцев: прогулка на пароходе, чаепитие на дачной террасе… Первыми натурщиками для молодого фотографа были родственники. Георгий любил снимать и себя в различных ситуациях, создавая своего рода фотоавтопортреты – вот он едет на велосипеде или, например, рассматривает ворону на мосту. Его фотолетопись военного времени отражает и этапы собственной карьеры – на первых снимках он изображен в форме подпоручика 248-го Осташковского батальона, а на последних – штабс-капитана. Георгий Андреевич создает портретную галерею офицеров полка, фотографирует солдат батальона во время учебы, игр и т. д. В 1910 году Г.А. Сигсон, наряду с другими военнослужащими 248-го Осташковского батальона, был зачислен в 182-й Гроховский полк, переведенный в Рыбинск из Варшавы.
Первая мировая война
С началом Первой мировой войны Георгий Андреевич уходит на фронт. С этого времени Георгий Сигсон начинает вести фотолетопись полка на войне. Кадр за кадром он фиксирует жизнь полка. На каждом кадре он делает записи, например: «№1», «г. Холм», по которым можно с точностью до дня определить место дислокации полка, занятия солдат и офицеров. А также можно проследить судьбу самого фотографа. Так, в 1915 году Георгий был ранен, лечился в госпитале. Появились снимки госпиталя, сестер милосердия. В 1915 году Сигсона назначают начальником отдела связи, и появляются кадры работы связистов.
Сигсон обучил нескольких солдат ремеслу фотографа. Был даже открыт салон «Фотография 46-й дивизии». Снимки, сделанные Сигсоном, разошлись по всей нашей необъятной стране: солдаты, возвращаясь домой, после войны хранили фото как воспоминания. Фотографии печатались на почтовых карточках: на одной стороне помещалась фотография, на другой – бланк открытого письма. Каждый снимок печатался небольшим тиражом.
Солдаты уважали Георгия Андреевича, заботились о своем фотографе. Зима 1915 года выдалась суровой, многие офицеры обертывали ноги в газету для поддержания тепла в сапогах. Сигсон недавно вышел из госпиталя после ранения, и солдаты преподнесли штабс-капитану царский подарок – шкуру зайца, чтобы их офицер кутал ноги в мех. Летом 1915 года Сигсон получает новое назначение – начальник отделения связи. В этой должности он прослужил до окончания войны. За боевые заслуги Георгий Андреевич был представлен к орденам Св.Анны: 4-й степени с надписью «За Храбрость», 3-й степени с мечами и бантом, 3-й степени с мечами, орденом Св.Станислава 2-й степени с мечами. До войны был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени.
Возвращение в Рыбинск
В мае 1918 года Гроховский полк был расформирован. Многие вернулись домой, в том числе и в Рыбинск. Вернулся и Георгий Сигсон, устроился на работу в речной порт. Работал механиком моторной лодки «Яна», возил грузы и пассажиров до Ярославля. Вокруг Георгия Андрееевича всегда находились мальчишки. Он их обучал токарному ремеслу, управлению моторной лодкой, немецкому языку, искусству фотографии. Продолжал заниматься любительской фотографией. Сохранились и его послевоенные снимки.
Женился он поздно, в 45 лет, на Валентине Ивановне Байер. Детей в этом браке не было. Жили они вместе с семьей брата жены – Николая Ивановича – на Крестовой, в доме № 1 в небольшой комнатке. Военное и революционное время не прошло бесследно для здоровья Георгия Андреевича. В 1918 году все сбережения Сигсона были национализированы. В 1930-х годах (точную дату пока не удалось установить) на моторной лодке произошла авария, в которой Сигсон потерял часть левой руки. Он умер 5 июня 1937 года от рака внутренних органов.
Это был человек высокой чести, с истинным офицерским достоинством переносил он все тяготы непростого времени. На памятнике на его могиле высечены слова: «Дорогому труженику». Такую надпись сделала вдова Сигсона Валентина Ивановна. После смерти мужа Валентина Ивановна уехала к сестре в Сестрорецк, она часто приезжала в Рыбинск, ухаживала за могилой, бережно хранила фотографии, созданные Сигсоном.
Оксана ГОЖАЛИМОВА,
сотрудник Рыбинского музея-заповедника