Домой История «Последний офицер царской армии Рыбинска»

«Последний офицер царской армии Рыбинска»

0

Детство

Сигсоны в Рыбинске появились в 1860-е годы, когда в наш город приехал Андрей Андреевич Сигсон – знаменитый фотограф снежинок. В Рыбинске Сигсон познакомился со своей будущей женой Эмилией Розалией Гернберг. В браке родилось пятеро детей, но двое умерли в раннем детстве. Самым младшим в семье был Георгий. Он родился 31 июля 1883 года в Рыбинске. В 10 лет поступил в приготовительный класс Рыбинской мужской классической гимназии. В школьном обучении имел склонности к математическим наукам, особенно легко давалась математическая география. Это раздел физической географии, изучающий вычисление координат, площадь земной поверхности и т.п. Любил Георгий и немецкий язык. В 1902 году получил аттестат зрелости об окончании восьми классов гимназии с отличным поведением и с удовлетворительными прилежанием и успеваемостью.

Начало военной службы

Затем Георгий поступил в Казанское пехотное юнкерское училище первого разряда. В 1904 году его призвали на военную службу, в 1907-м в чине подпоручика Сигсон поступил на службу в 248-й Осташковский батальон, дислоцировавшийся в то время в Рыбинске (позже батальон вошел в Гроховский полк).

Тяга к военной службе, видимо, появилась у Сигсона в раннем детстве. В его семье было много военнослужащих. Офицерами 248-го Осташковского полка были Николай Иванович Верховский, муж старшей сестры Лидии, его двоюродные братья по материнской линии – Николай и Владимир Гернберги. Муж кузины Веры Петр Петрович Карпов служил поручиком 138-го Болховского пехотного полка. Кузина Надежда вышла замуж за Бориса Николаевича Мелентьева (см. «РН» №29 от 29.07.2014, – прим.ред.), также офицера 248-го Осташковского полка. До нас дошла семейная фотография Сигсонов-Гернберг, на которой изображены бравые офицеры и их жены. На полу сидит, скрестив ноги по-турецки, мальчик в гимназической форме – Георгий Сигсон.

Георгий Сигсон
Сигсон Г.А. с учеником. 1923 г.

Увлечение Георгия фотографией также имело семейные корни. Георгий с детства интересовался фотографией, учился у своего отца, помогал старшему брату Евгению. Даже на военной службе он не бросает занятие фотографией, покупает новинку того времени – стереофотоаппарат и старается все зафиксировать на стереопластинки. Одним из первых в Рыбинске Георгий Сигсон увлекся жанровой фотосъемкой, стремясь снимать людей не в постановочных позах, а в типичных ситуациях. Благодаря этому мы можем наблюдать сцены из жизни рыбинцев: прогулка на пароходе, чаепитие на дачной террасе… Первыми натурщиками для молодого фотографа были родственники. Георгий любил снимать и себя в различных ситуациях, создавая своего рода фотоавтопортреты – вот он едет на велосипеде или, например, рассматривает ворону на мосту. Его фотолетопись военного времени отражает и этапы собственной карьеры – на первых снимках он изображен в форме подпоручика 248-го Осташковского батальона, а на последних – штабс-капитана. Георгий Андреевич создает портретную галерею офицеров полка, фотографирует солдат батальона во время учебы, игр и т. д. В 1910 году Г.А. Сигсон, наряду с другими военнослужащими 248-го Осташковского батальона, был зачислен в 182-й Гроховский полк, переведенный в Рыбинск из Варшавы.

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны Георгий Андреевич уходит на фронт. С этого времени Георгий Сигсон начинает вести фотолетопись полка на войне. Кадр за кадром он фиксирует жизнь полка. На каждом кадре он делает записи, например: «№1», «г. Холм», по которым можно с точностью до дня определить место дислокации полка, занятия солдат и офицеров. А также можно проследить судьбу самого фотографа. Так, в 1915 году Георгий был ранен, лечился в госпитале. Появились снимки госпиталя, сестер милосердия. В 1915 году Сигсона назначают начальником отдела связи, и появляются кадры работы связистов.

Сигсон обучил нескольких солдат ремеслу фотографа. Был даже открыт салон «Фотография 46-й дивизии». Снимки, сделанные Сигсоном, разошлись по всей нашей необъятной стране: солдаты, возвращаясь домой, после войны хранили фото как воспоминания. Фотографии печатались на почтовых карточках: на одной стороне помещалась фотография, на другой – бланк открытого письма. Каждый снимок печатался небольшим тиражом.

Солдаты уважали Георгия Андреевича, заботились о своем фотографе. Зима 1915 года выдалась суровой, многие офицеры обертывали ноги в газету для поддержания тепла в сапогах. Сигсон недавно вышел из госпиталя после ранения, и солдаты преподнесли штабс-капитану царский подарок – шкуру зайца, чтобы их офицер кутал ноги в мех. Летом 1915 года Сигсон получает новое назначение – начальник отделения связи. В этой должности он прослужил до окончания войны. За боевые заслуги Георгий Андреевич был представлен к орденам Св.Анны: 4-й степени с надписью «За Храбрость», 3-й степени с мечами и бантом, 3-й степени с мечами, орденом Св.Станислава 2-й степени с мечами. До войны был награжден орденом Св.Станислава 3-й степени.

Георгий Сигсон
Члены семейства Гернбергов и Сигсонов

Возвращение в Рыбинск

В мае 1918 года Гроховский полк был расформирован. Многие вернулись домой, в том числе и в Рыбинск. Вернулся и Георгий Сигсон, устроился на работу в речной порт. Работал механиком моторной лодки «Яна», возил грузы и пассажиров до Ярославля. Вокруг Георгия Андрееевича всегда находились мальчишки. Он их обучал токарному ремеслу, управлению моторной лодкой, немецкому языку, искусству фотографии. Продолжал заниматься любительской фотографией. Сохранились и его послевоенные снимки.

Женился он поздно, в 45 лет, на Валентине Ивановне Байер. Детей в этом браке не было. Жили они вместе с семьей брата жены – Николая Ивановича – на Крестовой, в доме № 1 в небольшой комнатке. Военное и революционное время не прошло бесследно для здоровья Георгия Андреевича. В 1918 году все сбережения Сигсона были национализированы. В 1930-х годах (точную дату пока не удалось установить) на моторной лодке произошла авария, в которой Сигсон потерял часть левой руки. Он умер 5 июня 1937 года от рака внутренних органов.
Это был человек высокой чести, с истинным офицерским достоинством переносил он все тяготы непростого времени. На памятнике на его могиле высечены слова: «Дорогому труженику». Такую надпись сделала вдова Сигсона Валентина Ивановна. После смерти мужа Валентина Ивановна уехала к сестре в Сестрорецк, она часто приезжала в Рыбинск, ухаживала за могилой, бережно хранила фотографии, созданные Сигсоном.

Оксана ГОЖАЛИМОВА,
сотрудник Рыбинского музея-заповедника

Предыдущая статьяРыбинские судостроители обеспечены заказами
Следующая статьяИспания, согретая солнцем

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.