Сезон дорожного строительства в самом разгаре, и новости об успехах рыбинского ОАО «Раскат» поступают с завидной регулярностью. Но еще недавно речь шла о банкротстве предприятия, долгах перед работниками и нехватке новых контрактов. О положении дел компании рассказал начальник отдела маркетинга и продаж ОАО «Раскат» Владимир Федотов.
ОАО «Раскат» – предприятие уникальное, старейшее в отрасли и богатое своей историей, в которой были свои взлеты и падения. Рыбинцы хорошо помнят, что «Раскат» всегда был крепышом среди городских промышленных предприятий, потом мучительно расставался с мощностями и персоналом, менял формы управления и собственников. Этим летом регулярно появляются известия об успехах раскатовцев – то на тематической московской выставке продали обновленную модель катка, то несколько машин отгрузили для обслуживания аэродромов Чукотки, то модернизировали уже выпускаемую технику. Всего за годы своей работы завод выпустил более 135 тысяч единиц техники, сейчас, по данным заводского отдела маркетинга, предприятие создает около 30 машин в месяц.
– Поставки на Чукотку у нас происходят не впервые, партнеры знакомы с нашей техникой, их устраивают ее эксплуатационные характеристики, соотношение цены и качества. Самая большая радость этого сезона для нас то, что впервые за последние 20 лет мы отправили свой каток в Крым. Небольшой, тротуарный, но это первая ласточка. Дилеры завода открывают в Крыму представительство, мы надеемся, что продажи в тот регион вырастут. Дорожные сети полуострова нуждаются в капитальном ремонте, в них почти четверть века не было вложений, – рассказывает Владимир Федотов.
Строительство дорог – отрасль, напрямую зависящая от сезонных и природных факторов. Специалисты «Раската» изучили колебания спроса на продукцию и подстраивают производственные графики под нужды своих покупателей. Часть производства загружена, выполняя договорные обязательства, другая выпускает дорожные машины для свободной продажи. Однако на строящихся дорогах в последнее время редко можно увидеть новую технику российского производства. Дорожники побогаче предпочитают покупать импортные аналоги – считается, что они качественнее и эргономичнее, а фирмы, выполняющие небольшие объемы работ, ремонтируют свои старые машины, покупают прошедшие капитальный ремонт катки.
– Да, такая проблема существует. Но у каждого товара есть свой покупатель. Запчасти для снятых с производства катков мы обязаны выпускать, пока не истечет срок их эксплуатации. Эти обязательства мы выполняем. Цены позволяют нам соперничать с иностранными конкурентами, хотя у импортных образцов качество выше, это нельзя отрицать. А теперь еще есть надежда на то, что начнет работать закон о запрете на покупку импортной техники государственными предприятиями. Промышленники, обиженные снижением пошлин на ввозимые импортные товары после вступления России в ВТО, давно ждали подобного документа, – говорит Владимир Федотов, имея в виду постановление правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656. Согласно этому документу, государственным и муниципальным учреждениям запрещено для своих нужд покупать технику, производимую за пределами России. Исключение составляют лишь Белоруссия и Казахстан как страны-участники таможенного союза ЕврАзЭС.
Несмотря на то, что в цеха поступает новое оборудование – недавно здесь установили вакуумно-формовочную машину для пластиковых панелей – ситуация на заводе все же оставляет желать лучшего. Об этом можно судить по задержкам заработной платы. Но управленцы ОАО «Раскат» оценивают положение дел на предприятии как «удовлетворительное», работники завода переживают за свое предприятие, совершенствуют выпускаемые машины и надеются, что изменения, связанные с запретом на закупку импортной техники, заработают в полную силу. А пойдет ли такое устранение конкуренции на пользу нашим дорогам – покажет, как всегда, время.
Надежда ЛАЗАРЕВА