Воспоминания о школьных уроках труда рисуют безмятежную картину: девочки шьют фартучки, мальчики выпиливают лобзиком. Педагоги преследовали конкретную цель — научить детей, говоря по-простому, работать руками. Времена изменились, в школу пришли новые образовательные стандарты, предъявив новые требования к урокам труда, или технологии, как их называют теперь. Об альтернативе ручному труду, возможностях рыбинских школ и о том, что может быть общего между школой и техникумом, мы узнали в городском департаменте образования.
Технология нового стандарта
Уроки технологии существуют в расписании школьников только с первого по восьмой классы. В будущем этого предмета лишатся и восьмиклассники – новыми ФГОС он предусмотрен только по седьмой класс включительно. И если с учениками начальной школы ситуация прозрачна – им по-прежнему важно развивать мелкую моторику рук и формировать творческое мышление, то со средней школой дела обстоят сложнее. Дети этого возраста, согласно стандарту, должны осваивать пространственное и проектное мышление. Стандартом также предусмотрено, и некоторые школы нашей страны это практикуют, виртуальное образование. Иными словами, детям предлагается не приготовить салат или смастерить табуретку, а описать технологию их создания на бумаге. Этим и ограничиться.
– Опытные учителя-предметники видят в таком подходе значительный минус. Пока ребенок не попробовал сделать изделие своими руками, пока опытным путем не понял, что этот болтик не подходит по диаметру к этой детали, говорить о грамотном технологическом образовании сложно, – озвучивает мнение педагогов первый заместитель директора департамента образования Светлана Смирнова. – Второй момент – теряется связь с реальной практикой. Всё-таки именно технология предполагает профориентацию. Поэтому разумнее говорить, что на уроках появились элементы проектирования, но должен оставаться и тот ручной труд, который присутствовал в старой школе. В рыбинских школах учителя стараются вовлечь детей в подготовку проекта с обязательной практической реализацией своей идеи.
Школьные мастерские
В отношении задач, которые стоят перед школьниками на уроках технологии, образование осталось консервативно. Девочки занимаются так называемым обслуживающим трудом – кулинарией, шитьем, разбираются в основах ведения домашнего хозяйства. Мальчики осваивают столярное, слесарное дело, «мужскую» работу по дому. Считается, что с девочками проще – швейные машинки, а уж тем более газовые плиты есть в каждом доме. Мамы воспитывают помощниц и сами рассказывают дочерям, как сварить суп и пришить пуговицу. Оборудование кабинетов труда обновляется, в них уже не встретишь допотопных швейных машин и электроплит, к которым страшно притронуться. А вести уроки технологии может любая женщинапедагог. Организовать обучение мальчиков сложнее.
Выясняется, что в редких семьях у отцов есть наборы инструментов. И если еще молоток и гвозди найдутся, то электролобзик, электродрель или перфоратор можно обнаружить далеко не в каждом доме. И буквально в единичных семьях есть станочное оборудование. Далеко не каждый ребенок знает, для чего нужен тот или иной инструмент и как им работать, –
приходит к неутешительным выводам Светлана Смирнова. – Образовательный стандарт определяет минимальный набор инструментов, который должен быть в каждой школе. Но при этом никто не понимает и никто не говорит, откуда взять деньги на его закупку.
Два года назад рыбинские учителя технологии провели ревизию школьных мастерских и ужаснулись: ручной инструмент не меняли долгие годы, устаревшим морально и износившимся физически выглядел станочный парк. Прежде поставку инструмента и материалов в школы осуществляли городские предприятия. После того, как патронаж оборвался, школьные мастерские словно остались без хозяйской руки. Заручившись поддержкой департамента образования, учителя составили прейскурант на инструмент и технику, аккумулировали опыт тех коллег, кто уже сделал единичные приобретения, и сообща принялись за решение вопроса.
Сейчас в школах города идет обновление мастерских, в первую очередь, ручного инструмента и столярного оборудования. Закупки, естественно, зависят от финансирования учебных учреждений, а оно у всех разное, однако в той или иной степени дело сдвинулось с мертвой точки во всех школах Рыбинска, утверждают в департаменте образования.
Выгодное сотрудничество
Слесарное оборудование стоит в разы выше столярного, но обучать школьников работать на нем тоже надо, тем более что промышленный сектор рынка, которым живет Рыбинск, так или иначе связан с обработкой металла.
– В новом законе об образовании есть положение, в котором указано, что для уроков технологии можно использовать материально-технические базы учреждений профобразования, – поясняет Светлана Смирнова. – Мы хорошо изучили возможности колледжей и училищ Рыбинска и заключили договор с Рыбинским промышленно-экономическим техникумом. Он располагает изумительной базой – современными слесарными мастерскими, новыми контрольно-измерительными приборами, имеет симулятивные станки с ЧПУ, которые не по силам приобрести нашим школам.
Часть уроков по технологии было решено перенести из школы в учреждение профессионального образования. Техникум готов предоставить базу и преподавателей для проведения занятий. Школам не придется изобретать велосипед: тратиться на дорогостоящее оборудование, необходимое для незначительного количества учебных часов. Не оставили в стороне и девочек: они прошли через кулинарный цех, получили уроки банковского дела и парикмахерского мастерства. Профессиональное учебное заведение, в свою очередь, продемонстрирует свои возможности перед потенциальными абитуриентами. В прошлом учебном году пройти через мастерские техникума смогли далеко не все школьники, поскольку проект только начали испытывать в действии. В этом году число обучающихся по новой программе будет увеличиваться.
Мастер на все руки
Даже самое лучшее техническое оснащение кабинетов и новаторские подходы к образованию не приведут к результатам, если проводить уроки будет некому. Технически грамотных мужчин, готовых вести уроки труда у мальчишек и имеющих педагогический опыт, крайне мало. Ресурс находят, привлекая учителей-мужчин, ведущих ОБЖ, военных в отставке, преподавателей дополнительного образования, пользуются возможностями методического объединения, где педагоги обмениваются опытом.
– Ожидать в наши школы большого притока мужчин-технологов не приходится, – констатирует Светлана Смирнова. – Поэтому сейчас стоит задача сохранить то, что имеется в кадровом ресурсе. Большим подспорьем в этом деле являются учреждения допобразования технической направленности. Но, к сожалению, остаются еще школы, где уроки технологии у мальчиков ведут женщины. Кстати, проект с техникумом позволил частично решить кадровую проблему: на занятия мальчиков приводили женщины-педагоги, но занимались-то с ними мужчины.
Будущее уроков технологии в рыбинских школах Светлана Смирнова видит, во-первых, в постепенном переоснащении школьных мастерских, во-вторых, во взаимодействии с профессиональными учебными заведениями города, в-третьих, если позволит финансирование, в обновлении технической базы учреждений дополнительного образования. Объединяясь ради образования детей, каждая сторона получает свою определенную выгоду, но в целом работает на большее – фактически на будущее своего города.
Елена Бойкова