Постановкой по рассказам Василия Шукшина, получившей название «Светлые души», занимался приглашенный из Москвы режиссер Сергей Красноперец. Спектакль потребует выдержки зрителей и настроя на серьезный разговор.
Приглашенный режиссер изначально хорош хотя бы тем, что привозит с собой новые, неопробованные и невиданные прежде в нашем городе идеи, оценивает свежим взглядом профессиональное мастерство актеров, создает интересные актерские ансамбли. Автор инсценировки Сергей Красноперец, главный режиссер Московского театра музыки и драмы Стаса Намина, предложил рыбинским зрителям поистине изысканный театральный продукт – сложный спектакль, собранный из шести рассказов Василия Шукшина, с размышлениями героев на вечные темы, эмоциональной ломкой, неожиданными и сильными финалами. Тут скептики могут ввязаться в спор. Одни станут утверждать, будто современному зрителю только комедии и подавай, в кино и театр он ходит за развлечением, и такая серьезная драма в городе не пойдет. Другие запротестуют, указывая на интеллект и эрудицию заядлого рыбинского театрала, который не прочь поразмыслить над содержанием. Скорее всего, сторонников найдут и те, и другие, но если слишком увлечься перебранкой, можно упустить исконные замыслы и положительные стороны спектакля, а их немало.
Широкие временные рамки – спектакль длится почти три часа – и шесть эпизодов вкупе с массовыми сценами позволили привлечь к участию в постановке большое число актеров, как старой школы – Евгения Колотилова, Аллу Ануфриенко, Светлану Колотилову, зрелых артистов – Сергея Молодцова, Екатерину Таланову, Павла Иванова, так и новичков театра – Дарью Виноградову, Сергея Батова. Причем постановка открыла, и, думается, не только сидевшим в зале, но и самим актерам, любопытные дуэты: сын-школьник Сергей Батов и его потрясенный отец Юрий Задиранов, страдающий муж Сергей Молодцов и жена-домохозяйка Мария Лебедева, бежавший преступник Руслан Бадозюк и его безмолвная сестра Татьяна Канюкова.
Отмечено уже не первым спектаклем, что в постановках рыбинского театра выросло и количество, и качество, и значение хореографических номеров. Танцы в «Светлых душах» стали и своеобразной перебивкой между сценами, и приятным эмоциональным акцентом, и нотой веселья в серьезном сценарии, особенно в тот момент, когда уж совсем неожиданно дополнились частушками.
Однако на протяжении самого действия зрителям в основном было не до смеха. Разговоры о судьбе родины, монологи о страданиях души и человеческих исканиях, семейные горести и радости, отношения между пожилыми людьми и отношение общества к старикам всерьез загружали голову и не отпускали до финала. Нелепые внешне и, возможно, не слишком грамотные люди, с деревенской наивностью и простодушием рассуждающие о важных вещах, в первые минуты вызывали умиление и снисхождение, а несколькими эпизодами позже – уважение из-за своего стремления во всем разобраться.
С такой патриархальной и по-настоящему русской картиной жизни особенно гармонично смотрелись рисунки Кати Медведевой, выполненные, как обозначено в афише, в наивном стиле. Нарисованные размашистыми и не очень аккуратными мазками изображения деревенских пейзажей послужили фоном событиям, развернувшимся на сцене. Другим фоном – музыкальным – стали произведения с фольклорными мотивами, принадлежащие рыбинскому композитору Мите Кузнецову. Над созданием музыки к спектаклю также поработал Сергей Старостин. Художникомсценографом выступил актер рыбинского театра Леонид Пантин. Словом, состав творческой группы, поработавшей над спектаклем, сам по себе интересен. Пищи для размышлений добавят затронутые в спектакле темы. Личности, склонные к анализу, сполна получат удовольствие порефлексировать. А вот равнодушно «отсидеться» вряд ли получится.
Елена БОЙКОВА
Фото Татьяны Петрушовой
Мне очень понравилась постановка