По данным РСТ, в результате банкротств 14 туроператоров пострадали около 130 000 туристов. 70 процентов из них были клиентами крупных туроператоров: «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-турне», «Южный крест» и «Верса». 56 000 человек оказались в этот момент за границей наедине с проблемой оплаты отелей и обратных билетов.
Что происходит на рынке туристических поездок? Каковы причины банкротств? Только ли объективная экономика стала поводом для падения рынка? Или все-таки существует субъективный фактор жадности операторов и агентов?
РСТ полагает, что дело не только в неумелых действиях турфирм. И вспоминает, что похожие «чистки» случались на туристических рынках других стран. В Великобритании в 2008–2010 годах произошло более сотни банкротств. В тот же период обанкротились 12 операторов Франции, десятки в Польше.
А как чувствует себя туристический рынок Рыбинска? Насколько коснулись его общероссийские тенденции?
Директор турфирмы «Роза ветров Рыбинск» Виктор Борзенко считает, что проблемы, конечно, существуют, но вызваны они, скорее, паникой, нежели объективными причинами:
— Сегодня можно констатировать, что туристический рынок «просел» процентов на 25–35, но не потерял способность к восстановлению. Это не критично в рамках именно летнего сезона, когда есть большой спрос на туры. Но проблема существует, и основная ее причина даже не в том, что кто-то где-то обанкротился, а в психологии, панических настроениях, которые нагнетают российские СМИ.
— Но ведь нельзя спорить с фактами, с тем, что многие люди остались за границей без помощи, и еще больше не смогли уехать на отдых, оплатив путевки.
— Да, 130 тысяч человек пострадали от банкротств четырнадцати туроператоров. Но это около процента всего российского рынка. Как по количеству туристов, так и по числу операторов. Поэтому разговоры о глобальных проблемах преждевременны. По крайней мере, сегодня.
— А что будет завтра?
— Все зависит от того, как будут реагировать туристы на информацию о банкротствах. Худший вариант — это паника, которая распространяется, как цепная реакция. Почему, например, лопнули многие банки? Потому что вкладчики единовременно, поддавшись панике, сняли свои вклады со счетов. И банк не смог восполнить эти потери. Также и туроператоры, которые работают на объемах продаж, не получив запланированные доходы, не могут расплатиться по обязательствам. В результате — банкротства.
— Это единственная причина?
— Конечно, нет. У каждого своя причина для проблем. Например, против туроператора «Лабиринт» возбуждено уголовное дело по подозрению в мошенничестве. По поводу других есть впечатление чисто экономических причин.
— Вы можете определить ту точку, с которой началось падение рынка?
— Первые признаки мы ощутили в начале года, когда начала расти в цене иностранная валюта. Эту тенденцию можно было прогнозировать, и большинство операторов и агентств оказались к ней готовы. Затем наступил форс-мажор — Украина и все, что с ней связано. Помимо осложнения отношений России с Западом и США, появился фактор страха — люди начали опасаться самолетных перелетов над территорией, где ведутся военные действия. Но самый сильный удар рынок испытал именно оттого, что первые банкротства были поданы СМИ столь пышно, что у населения сложилось впечатление тотальных и непоправимых проблем.
— Но для тех, кто оказался и без денег, и без отдыха, это стало действительно непоправимой проблемой.
— Отнюдь. Например, компания «Роза ветров Мир», которая давно не имеет к нам никакого юридического отношения, выплатила все свои долги, многие туристы смогли уехать на отдых с помощью других туроператоров, с которыми «Роза ветров Мир» в дальнейшем расплатилась.
— Ваши названия схожи. Вы ощутили это на своей работе?
— Конечно. Люди так и поняли, что обанкротились мы. Тем временем наше агентство работает по франшизе с сетью турагентств «Роза ветров» и представляет интересы туроператора «Роза ветров», которое занято в основном организацией туризма внутри России. Сеть агентств «Роза ветров» обеспечивают и выездной туризм в любые страны. «Роза ветров Мир» — другое юридическое лицо, никак не связанное с нашим предприятием.
— Вы работаете с разными туроператорами. Коснулись ли вас проблемы тех, кто вступил в стадию банкротства?
— Да, у нас был случай, когда рыбинцы заплатили за путевку, а уехать на отдых не смогли. Но уже на следующий день мы обеспечили им полный пакет документов для страховой компании, и они в числе первых получили выплату. Мы вообще очень трепетно относимся к нашим туристам. Операторы могут вести себя как угодно, а мы — агенты — непосредственно общаемся с людьми, смотрим им в глаза и несем перед ними моральную ответственность, в то время как материальную несут операторы.
— Значит, от турагента зависит многое?
— От профессионализма турагента — да, зависит многое. Я бы советовал туристам выбирать тех, кто относится к своему делу серьезно. К сожалению, несколько лет назад в России отменили лицензирование этого вида деятельности, и на рынок вышли все, кому было не лень. Только в нашем городе работает больше сорока агентств в сфере туризма. Рынок туристического бизнеса раздут не только в нашем городе, он раздут по всей России. Существует десяток топовых операторов, которые обеспечивают 70 процентов рынка, и тысячи мелких. Сегодня в стадии банкротства оказались те, у кого далеко не самые большие обороты.
— Поскольку пострадали клиенты туроператоров, очевидно, что в системе страхования отдыха существуют пробелы.
— Пробелы — не то слово! Сегодня страхование сводится к обязательному медицинскому и добровольному «от невылета». Я считаю, нужно ввести обязательное страхование каждого тура на его полную стоимость. Тогда у людей будет гарантия возврата всех денег, и они рискуют только испорченным настроением. В конце концов, может быть введено регулирование турбизнеса, когда государство будет предъявлять туроператорам определенные требования и при наличии признаков рискованной экономической деятельности вмешиваться либо прекращать деятельность. Другой вопрос — пойдут ли на массовые гарантии страховые организации, которые очень чутко реагируют на изменение конъюнктуры рынков. Но здесь государство может обязать страховщиков работать с туроператорами.
— Как вы оцениваете возможности самостоятельного туризма, когда люди не пользуются услугами турагентств, а выстраивают свой отдых сами?
— Думаю, что попытка уйти в самостоятельных туризм будет у многих, но не каждому это под силу. Нужно хорошо ориентироваться в ценах, трафике, гостиничной инфраструктуре, желательно знать страну, в которую вы собираетесь. Для большинства все-таки проще заказать все услуги в одном агентстве и отдыхать, не задумываясь о проблемах организации путешествия.
— Что вы можете посоветовать рыбинцам, решившим приобрести туристическую путевку?
— Во-первых, стоит самостоятельно исследовать рынок, почитать новости, убедиться в надежности оператора. И выбирать профессионалов среди агентств. Вы сразу поймете, кто и как относится к работе. Мы своим клиентам даем полную информацию, предупреждаем о всех возможных последствиях, гарантируем наше участие в случае проблем. Ну, и не стоит забывать, что отдыхать можно не только за границей. В России масса отличных курортов, по качеству и цене не уступающих зарубежным, не говоря уже о познавательном туризме. Надеемся развивать крымское направление — интерес к Крыму у туристов есть. Что касается выездного туризма, то мы стараемся сотрудничать только с надежными туроператорами, информация о которых благополучная. И надеемся, что череда банкротств остановится, и люди перестанут поддаваться панике и начнут воспринимать отдельные проблемы рынка не как глобальные, а как частные проблемы конкретного туроператора.
Юлия Муратова