Домой НОВОСТЬ НЕДЕЛИ Рыбинск. Год без главы

Рыбинск. Год без главы

0

22 октября 2013 года вновь избранный глава Рыбинска Юрий Ласточкин в интервью нашему изданию рассказывал о первостепенных задачах и планах развития города на ближайшие четыре года. «Быстрее работать, больше требовать, сильнее заниматься реформированием», – обозначал тогда свой настрой мэр. Но уже спустя пару дней все изменилось и для главы, и для Рыбинска.

Годовая хроника

События в октябре 2013 развивались стремительно. Сначала работу администрации блокировали сотрудники спецслужб. В кабинетах начались обыски. Глава в сопровождении полицейских появился в здании в начале двенадцатого, хотя в тот день, 24 октября, его на рабочем месте не ждали. Юрий Ласточкин уехал на охоту в район деревни Полуево, где, по словам очевидцев, его и задержали сотрудники правоохранительных органов. Как пояснили потом адвокаты, задержали с нарушениями, число которых в течение всего процесса будет лишь увеличиваться.
Стало известно лишь, что на Рабочей проводят мероприятия сразу два ведомства – Следственный комитет по ЦФО и МВД России. Первые делали выемки по уголовному делу, возбужденному по факту продажи комплекса водоочистных сооружений в бытность Ласточкина еще генеральным директором НПО «Сатурн». История полицейских и вовсе оказалась «бомбой». Мэра Рыбинска обвиняли в вымогательстве взятки. По мнению правоохранителей, Ласточкин потребовал два миллиона у директора МУП «Теплоэнерго» Владимира Иванова за продление контракта, а посредником в этом вопросе стал помощник мэра Геннадий Телегин.
Что происходило за закрытыми дверями администрации, оставалось загадкой. Информация, по крупицам собираемая из различных источников, не давала полной картины. Красноречивее были фотографии, сделанные сразу после обыска в кабинете главы. Опытные экс-­сотрудники правоохранительных органов сразу усмотрели следы «зачистки»: вскрытые кабель-­каналы, идущие к телефону главы, вынутые потолочные плиты над его столом указывали на то, что искали необходимые «доказательства». И, как позже сообщал руководитель областного Следственного комитета Олег Липатов, был изъят большой объем данных, которые могут служить дополнительными доказательствами вины Юрия Ласточкина. Эти данные, кстати, до сих пор не обнародованы. Зато в день задержания наши федеральные коллеги-­журналисты проявили чудеса оперативности, выдав в вечернем выпуске новостей первым сюжетом, который обычно посвящен главному событию в стране, видео изъятия денег у помощника Телегина и яркий «пресс-­портрет» главы Ласточкина с его «корешами», «рамсами» и прочими лексическими идиомами.
А дальше был суд, определивший, что в силу своего положения Юрий Ласточкин может представлять угрозу для свидетелей и влиять на ход следствия, а значит, следующие пару месяцев он должен провести за решеткой в ярославском СИЗО. С тех пор судов по продлению ареста было уже шесть – сначала это входило в компетенцию Кировского, а затем, после перевода Юрия Ласточкина в столичный следственный изолятор, – Басманного суда. И каждый раз решения о продлении заключения, по словам адвоката Рубена Маркарьяна, выносились, как под копирку. На Фемиду разных уровней не подействовали доводы о состоянии здоровья Юрия Ласточкина, ходатайства о десятимиллионном залоге и домашнем аресте, сотни поручителей. На днях состоится седьмое заседание, теперь уже в Московском городском суде. Возможно, он вынесет другое решение. Хотя бы ради разнообразия. Всего же по закону обвиняемый не должен находиться под арестом в ожидании суда более 18 месяцев. За полтора года следствие должно быть завершено. В случае Юрия Ласточкина, они истекают в апреле 2015 года.

Разговоры вокруг

Тема дела Ласточкина обсуждалась не только в Рыбинске. Арест главы показали по федеральным каналам, его персону обсуждали на радиостанциях, пресс-­конференциях глав силовых ведомств, сторонники собирались на митинги и писали петиции главе государства, противники заявляли о борьбе с коррупцией, а те, кто мог прояснить ситуацию, хранили стойкое молчание. Так, все информационные запросы в пресс­службу НПО «Сатурн» остались без ответа.
­ Абсурдность дела мэра Рыбинска сравнима разве что с обвинением солнцевского авторитета в продаже 9 граммов марихуаны в подземном переходе, – не стесняясь в выражениях, комментировал дело рыбинского мэра политолог Михаил Леонтьев. – Это скотство вонючее, я не знаю, кому это нужно, но я хотел бы, чтобы тот, кому это было нужно, был закопан вниз головой в г..не.
­ Думайте, кого выбираете, – со своей стороны заявлял руководитель областного Следственного комитета Олег Липатов.
Сам же глава и его защитники указывали на заказной характер дела и говорили о прямолинейных предложениях, поступающих Юрий Ласточкину, – отказ от должности в обмен на прекращение преследования. Среди «заказчиков» дела Ласточкина назывались представители НПО «Сатурн», политики регионального и даже федерального уровня, люди, приближенные к Юрию Ласточкину. Затем стало известно, что авиастроительное предприятие не обращалось в суд, и дело было возбуждено без их участия. А среди инициаторов процесса всплыл скандально известный генерал Денис Сугробов – один из самых молодых генералов МВД, экс-­глава ГУЭБиПК. В настоящее время он обвиняется в организации «полицейского» преступного сообщества. Примечательный факт: в июне за 15 минут до заседания суда по жалобе Ласточкина на продление ареста в Мосгорсуде состоялось заседание по аналогичному вопросу в отношении Дениса Сугробова. Его, как и мэра Рыбинска, суд оставил под арестом.
К слову, Юрий Ласточкин направлял ходатайство о том, чтобы его допросили по делу Сугробова, потому что он «обладает сведениями о провокации взятки в отношении него и причастности к этому подчиненных сотрудников Сугробова». Просьба Юрия Васильевича удовлетворена так и не была.

Бывший мэр Рыбинска

Роли играли

Отдельную роль в этом деле отводят бывшему помощнику главы Геннадию Телегину. Он работал с Юрием Ласточкиным на протяжении долгих лет. По словам одних, был бесконечно предан шефу, по мнению других, роль интригана ему хорошо знакома. Поэтому после известия о том, что именно Телегин был посредником при передаче взятки, общественность разделилась на два лагеря: одни утверждали, что 74­-летний помощник предал начальника и за его спиной сам вымогал взятки, другие посчитали Телегина жертвой махинаций градоначальника.
С самого начала этой истории Геннадий Телегин выразил готовность сотрудничать со следствием. Вину свою он признал, на допросы являлся по первому зову, плюс сыграл свою роль солидный возраст, поэтому решения суда он дожидался под подпиской о невыезде. С прессой он категорически не общался, комментариев не давал.
В конце марта дело было передано в Рыбинский городской суд. Вердикт вынесли в июле – пять лет лишения свободы условно и штраф в размере четырех миллионов рублей.
Адвокаты Ласточкина изначально были против разделения этих двух дел, считая, что признание вины Телегина автоматически повлечет за собой обвинительный приговор Ласточкину. Случится ли это, мы узнаем лишь, когда уголовное дело в отношении мэра Рыбинска попадет в суд.
Еще один участник этой истории – экс-­директор МУП «Теплоэнерго» Владимир Иванов – через суд пытался восстановиться в должности, а также получить 500 миллионов в качестве морального ущерба. Суд решил, что страдания Иванова если и имели место быть, то так дорого стоить не могли, и в иске отказал.
В деле Ласточкина переплетено столько судеб, что хватило бы не на одну детективную историю. Через Владимира Иванова в деле появилась бывшая сотрудница полиции Наталья Крохмаль. Именно из-­за принятия ее на работу Иванов, якобы, попал в немилость к мэру.
— В прошлом я работала в отделе по экономическим преступлениям органов внутренних дел и имела непосредственное отношение к проверке деятельности аффилированных Ласточкину компаний и лиц. Лично с ним я никогда не встречалась, но материалы дела носят открытый характер, и моя фамилия не была для него тайной, — рассказывала суду Наталья Крохмаль. Требование уволить Крохмаль Иванов не выполнил, за что, по его собственным словам, и поплатился.
Глава же неоднократно заявлял, что он лично Иванова не увольнял – это компетенция его замов, хотя и не скрывал, что претензии к работе руководителя у него были, но они касались сугубо профессиональных аспектов. После ареста Ласточкина Владимир Иванов вдруг решил не добиваться так ему необходимой должности в МУП «Теплоэнерго», за которую отдал два миллиона рублей, и вообще уехал из Рыбинска в областной центр, где возглавил МУП «Яргорэнергосбыт».

Год спустя

Так активно начавшееся дело тянется уже год. Следователи назначают экспертизы, но результата пока не видно. Адвокаты заявляют об очередных протестах и жалобах, отправляют ходатайства в суды различных инстанций, сообщая о затягивании процесса, но все они разбиваются об отказы. Сам глава Рыбинска во время последнего слушания эмоционально говорил о том, что в зале суда никто ничего не решает, и его судьбу определили совсем другие люди, и что ему пока сидеть и дальше, и никакого освобождения под залог или заключения под домашний арест ему не видать, и единственное, что его ждет, ­ милицейский автозак и «Матросская тишина»… Но при этом он открыто заявляет, что знает имя заказчика, убежден в тотальной коррупции ярославских правоохранительных органов, приводит многочисленные аналогичные заказные дела и обещает все рассказать на суде и поименно назвать тех, с кем он должен поменяться местами.

Ульяна ЛЕБЕДИНСКАЯ
Фото Алексея ФОКИНА

Предыдущая статьяГлаве Рыбинска продлили арест до февраля
Следующая статья№ 41(322) 22.10.2014

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.