У любителей живописи есть прекрасная возможность познакомиться с работами московского художника Сергея Белова, которые представлены в Картинной галерее рыбинского музея. На персональной выставке живописца и графика собраны картины, рисунки, этюды, выполненные мастером в разных странах на протяжении нескольких лет.
– Вроде все на месте, – оценивает объемную инсталляцию, вмещающую в себя картины и стрелки-указатели с названиями географических точек, художник.
– Композиционно? – завязываю разговор, перед этим ознакомившись с выставкой.
– Смыслово, – уточняет Сергей, закончивший все приготовления к торжеству и готовый к разговору.
Творчество Сергея Белова хорошо известно ценителям искусства, его произведения участвуют в российских и зарубежных выставках, хранятся в коллекции Музея истории Москвы, собраниях других музеев и в частных коллекциях, выставлялись на аукционе Sotheby’s. Житель мегаполиса, Сергей в полной мере ощущает его давление на себе, замечает влияние огромной людской массы на поведение и уклад жизни отдельного человека.
– Город – это полное собрание сюрреализма, где соединяются несочетающиеся, противоположные вещи и понятия. Соседство статичного камня, стоящего веками, с тем, что появилось мимоходом, наталкивает на размышления о подмене понятий, – говорит Сергей Белов.
Искусствоведы дают разные определения стилистике художника, которую сам мастер называет «городской символизм». Ему нравится находить или создавать символы в городском пространстве, где происходит постоянный диалог живого и неживого, где вещи иногда становятся более активными и значимыми, чем люди, а горожане выглядят статистами. Результаты размышлений такого характера нашли свое отражение в работах «Боги, львы, собаки», «Сбор урожая», «Ловля деревьев», «Утро понедельника», «Черное и белое».
Преподавание на художественном факультете ВГИКа накладывает свой отпечаток на творчество художника: движение персонажей картин настолько быстрое, что они как бы выбегают за край холста, давая смотрящему представление о том, что будет происходить с персонажами в следующем «кадре». Осмысленному выражению увиденного через символы учит преподаватель будущих художников кино: каждая деталь, любой элемент, помещенный на картину, по его мнению, должен нести смысл. Наверное, поэтому композиции своих картин художник продумывает прежде, чем приступить к написанию сюжета. Иногда – лепит из пластилина, как скульптуру. К таким произведениям относится его картина «Кормление птиц», героями для которой стали жена и дети художника. Кормушка их тетрапака с надписью «Моя семья», тревожная черная птица – действительность, белый платок женщины-берегини, рассада на подоконнике, указывающая на время года, в котором происходит событие, – все детали изображения несут информацию для внимательного зрителя.
Свои рисунки и картины Сергей Белов адресует умным, тонко чувствующим, ищущим вторые смыслы зрителям. Они написаны для рассуждения, каждый желающий может увидеть в них свой фильм про жизнь в городе и не только. Выставка картин Сергея Белова продлится в рыбинском музее до декабря.
Надежда ЛАЗАРЕВА