По ходу разговора мне пришлось послать свих коллег на три буквы… Нет, не подумайте чего плохого: я был вынужден напомнить о существовании механизма государственно-частного партнерства, сокращенно — ГЧП.
В нашей области, как, впрочем, и практически во всех регионах России, есть собственный закон № 50-з от 1.12.2010 «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства». Как он работает? В поисках ответа на этот вопрос я обратился к открытым источникам информации и посмотрел, кто у нас в регионе занимается инвестициями.
Итак, перечень структур, занятых привлечением в регион денег:
— департамент инвестиционной политики, в котором есть комитет по управлению инвестициями, инновациями и ГЧП, а также комитет регулирования инвестиционной деятельности;
— управление стратегического планирования правительства области, задачами которого являются:
— планирование целей социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу и контроль их достижения;
— планирование целей и задач социально-экономического развития области на среднесрочную перспективу и контроль их достижения;
— комитет Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству.
Казалось бы, столько умных и ответственных людей работают над тем, чтобы инвестиции в Ярославскую область текли без препон и задержек.
Однако каковы же результаты работы нашего местного законодательства в части проектов государственно-частного партнерства? Они отражены в Реестре проектов государственно-частного партнерства Ярославской области. В этом документе прописаны целых пять проектов на всей территории региона. Цифра просто впечатляет!
В чем же дело? Да, в регионе есть собственный закон о ГЧП, цель которого — урегулировать процесс слияния частных денег и бюджетного финансирования на благо населения и во имя социально-экономического развития территорий. Но одновременно существует и некий подзаконный акт — постановление правительства Ярославской области от 2.03.2011 №124-п «О порядке подготовки и реализации проектов государственно-частного партнерства Ярославской области». Это не простой рабочий документ, а настоящее произведение искусства, которое вполне можно назвать антизаконом. Изучая сей документ, я попробовал просчитать конкретные сроки выхода на реализацию проекта, но сбился где-то в районе полугода и бросил это бесполезное занятие. Однако стало понятно, что, имея такую нормативную базу, мечтать о том, что кто-то рискнет своими, а не федеральными деньгами, как-то наивно.
Нынешние областные депутаты, которые отвечают за формирование правил игры в этой области, похоже, вспомнили о ГЧП как эффективном механизме развития территорий и решили поправить положение. Но действуют они очень тихо и медленно. Похоже, как всегда и скорее всего, на помощь своим «братьям меньшим» придут федералы со своим реанимируемым сейчас Законом «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации».
Но пока идут «игры разума» в тиши различных властных кабинетов, появился ли свет в конце туннеля? Могут ли помочь мертвому припарки? Похоже, ответ положительный.
По воле случая мне довелось получить некоторый опыт работы по инвестиционному направлению в Республике Крым. Правительство этого региона решило задачу максимально просто. Оно пошло по пути наименьшего сопротивления, но не для себя, а для всех желающих инвестировать в экономику полуострова, и 7 октября 2014 г. выпустило в свет документ на девяти листах, полностью регламентирующий механизм рассмотрения обращений инвесторов. Самое интересное, что согласующих структур всего четыре, а сроки согласования установлены в 10 дней.
Я понимаю, что можно найти множество оправданий низкой инвестиционной активности в нашей области, таких, как нынешние внешние санкции, кризис и прочее, но по этому поводу вспоминается афоризм, приписываемый Петру I: «Есть желание — тысяча способов; нет желания — тысяча поводов!»