Законодательство дает право местным властям устанавливать свой предельный индекс в интервале от минимального — 11,4% до максимального — 14,5%. А раз такая возможность появилась, то ей не преминули воспользоваться. Было решено установить в Рыбинске ПИНы по самой верхней планке. Вроде бы и немного просили, каких-то три процента, но получить их оказалось не так-то просто.
Что греха таить, многие вопросы, выносимые на рассмотрение Муниципального совета, обсуждаются задолго до заседаний. Поэтому к моменту голосования у каждого народного избранника есть представление, что происходит и для чего это необходимо. И исход поднятия рук очень часто предсказуем. Видимо, на авось и благостное отношение депутатов чиновники надеялись и в этот раз, но не вышло. По крайней мере, с первого раза. 30 октября на очередном заседании Совета доводы администрации показались депутатам неубедительными, и решение об увеличении предельных индексов не приняли.
— Есть такая традиция, что к нам приезжают областные коллеги, с которыми нам предстоит работать, приезжают, чтобы обсудить, как складываются наши отношения, какие у каждого взгляды, подходы, как будет организованна работа совета. Первым к нам приезжал председатель областной думы Михаил Боровицкий, — рассказывает об истории обсуждения вопроса заместитель председателя Муниципального совета Сергей Ситников. — Я задал Боровицкому вопрос прямо: Михаил Васильевич, как вы считаете, нужно ли в Рыбинске принимать максимальные ПИНы или нет, как бы вы поступили на месте рыбинских депутатов? Он ответил, что поступил бы просто. Узнал, куда и на какие цели эти деньги пойдут. И если цели благие, а в бюджете нет денег, то тогда бы уже поднимал ПИНы. Поскольку основная часть этих средств пойдет в «Теплоэнерго», а не в «Водоканал», он посоветовал запросить у «Теплоэнерго» программу, по которой эти средства будут расходоваться. Мы так и сделали.
Не увидев инвестиционной программы, большинство депутатов решение о повышении не поддержало. Далее последовали убеждения и повторные заседания, собрание общественной палаты, плотная работа с журналистами городских СМИ. В итоге чиновникам удалось добиться своего. Основным доводом «за» была модернизация, которая обязательно произойдет в коммунальных МУПах — «Теплоэнерго» и «Водоканале», стоит только принять поправку и добавить в бюджет так недостающие три процента.
Упор в «продавливании» делали на успехи «Водоканала» и рассказы о чистой воде в кранах рыбинцев. О «Теплоэнерго» упоминали мало и неохотно, хотя именно энергетикам достанется львиная часть собранных с населения средств — около ста миллионов рублей.
Но совсем без вопросов обойтись не удалось. Скептически настроенный Сергей Ситников, имеющий немалый опыт работы в коммунальной сфере Рыбинска, в очередной раз просил немногого — рассказать подробно, на что пойдут дополнительные средства, взятые из карманов горожан.
— Мы попросили предоставить инвестиционную программу, объясняющую, на что планируется тратить средства, полученные МУП «Теплоэнерго» от повышения ПИНов, — говорит депутат, — но, увы, кроме рассказов о планах «Водоканала» ничего не услышали. Нам пообещали показать инвестиционную программу в апреле 2015 года, но вопрос о сборе средств с населения необходимо почему-то решать уже сейчас. В таких условиях я не готов поднимать и без того немаленькие тарифы, поэтому и голосовал «против».
В качестве тяжелой артиллерии на заседание Совета пригласили директора департамента топлива, энергетики и регулирования тарифов Ольгу Вен. Она поддержала решение администрации о необходимости повышения, заявив, что на собранные средства можно будет провести какие-нибудь работы. А само повышение ПИНов будет своего рода экспериментом. Гостья из области умолчала, что в других муниципальных образованиях экспериментировать на собственных жителях отказались. Рыбинцам опять «повезло».
По данным чиновников, в Рыбинске самые низкие коммунальные тарифы на тепло и воду. Примерно такие же в Ярославле, а вот в Переславле и Тутаеве цифры куда выше. Поэтому и ПИНы было бы логично поднять именно в нашем городе. Замечание о том, что некорректно сравнивать город с двухсоттысячным населением и тот, который в десять раз меньше, осталось без ответа.
— Такое сравнение я считаю неуместным, — комментирует Сергей Ситников, — если уж сравнивать цифры, то с Ярославлем. Но там абсолютно другая ситуация с теплоснабжением. В Ярославле несколько поставщиков тепла, в их ведении находятся только котельные, а все сети обслуживает специализированное муниципальное предприятие. И тариф у них делится между котельными, которые вырабатывают тепло, и сетевиками — за его транспортировку. Даже при таком принципе разделения, когда стоимость услуги возрастает, тарифы в Ярославле не сильно отличаются от рыбинских, и ПИНы у себя они поднимать не стали, оставив на минимально возможном уровне. Такой же принцип можно применить в Рыбинске, может быть, тогда «Теплоэнерго» стало бы работать эффективнее. Но на мое предложение о разделении сетей и котельных я получил ответ, что тогда не избежать повышения тарифов. Можно подумать, при увеличении ПИНов они не повысятся.
По словам Сергея Ситникова, у МУП «Теплоэнерго» есть возможность получить два процента к стоимости тарифов безо всякого согласования с депутатами. Законодательство предусматривает такую возможность при прямых расчетах с населением. Достаточно лишь составить необходимые документы и отправить их в область. Но два процента «Теплоэнерго», видимо, не устроили, и они решили получить три, пусть и поделившись с «Водоканалом».
— Администрация потратила кучу времени и сил, собирая уважаемых людей на заседание общественной палаты, убеждая в необходимости повышения ПИНов, — возмущен Сергей Ситников. — Вместо этого стоило просто подготовиться и найти грамотное обоснование для увеличения тарифов. Но так получается, что «Теплоэнерго» сейчас получит от жителей более 100 миллионов рублей, а на что, мы так и не смогли понять.
Не стоит думать, что Сергей Ситников против инвестиционных программ вообще или этой в частности. За всю его долгую работу в коммунальной сфере в Рыбинске реализовывалась не одна программа, принимались различные инвестиционные надбавки. Но всегда всем было ясно, сколько километров электрических сетей и когда будет сделано, если МУП получит дополнительные миллионы. А здесь же никакой конкретики.
— Я бы первый проголосовал «за», если бы было обоснование, логичное, грамотное, но, видимо, его ждать не приходится, — говорит Сергей Анатольевич. — Я задавал вопросы по существу, однако ответа на них так и не получил. Там даже спорить было не о чем. Я считаю, что Рыбинск не готов к поднятию ПИНов, как не был готов к реализации программы капитального ремонта.
Разговор о капремонтах зашел не случайно. Квитанции, из-за которых квартплата поднялась на сотни рублей, приходят в квартиры рыбинцев регулярно. Как показывают цифры, оплачиваются они в большинстве своем вовремя. А вот с капитальным ремонтом в городе туго. В программу на 2014 год попали 72 дома. Средства от жителей и из областного бюджета начали поступать на счета. Итогами похвастаться сложно: комиссиями в ноябре принято всего четыре дома. Еще три десятка даже не прошли процедуру выбора подрядчика. По самым смелым прогнозам, к концу года будут сданы не более 35 объектов. Остальные же перейдут на следующий год, но там уже ждут своей очереди другие дома. Удастся ли нагнать ускользающие графики? Пока это не ясно.
Развитие событий с ПИНами может получиться аналогичным. Принять — приняли, а что делать, не сказали. Несомненно, 100 миллионов — не лишние для находящегося в не самой стабильной финансовой ситуации «Теплоэнерго». Недавно предприятие отрапортовало о погашении задолженности перед «Межрегионгазом», но остался еще долг перед НПО «Сатурн», текущие платежи и многомиллионные кредиты. В таком положении поднятие ПИНов только на руку. Глядишь, и ситуация улучшится, а там и инвестиционная программа может появиться.
К слову, неизвестно еще как отнесется к повышениям область. Деньги в бюджет — это, конечно, хорошо, но из-за увеличения тарифов люди активно начнут обращаться за жилищной субсидией, и величина ее будет больше, а расходы эти лягут на региональную казну. И хотя заместителя председателя областной думы Виктора Волончунаса всячески убеждали на заседании, что рыбинские чиновники не имеют намерений все свалить на вышестоящий бюджет, исключительно на население, существует предположение, что на деле все окажется иначе.
В этом году население привыкает к оплате капремонта и ОДН, следующим летом произойдет повышение тарифов и ПИНов. Заработные платы явно не успевают за коммунальными счетами. При этом цены растут на все: на хлеб, крупу, овощи, бензин. Но почему-то ценообразование морковки гораздо понятнее, чем работа МУПа и стоимость тепла в батареях. Похоже, что рублями из собственного кармана мы «кормим» невиданного зверя под названием ЖКХ, а он, исправно поглощая наши миллионы, не спешит радовать нас кристально чистой водой и обжигающими батареями.
Год от года мы стремимся к заветной 100-процентной оплате, но так и не можем ее достичь. Тарифы растут, надбавки прибывают, инвестиции вкладываются, и хочется верить, что вот-вот настанет коммунальный рай в отдельно взятом городе. Но вновь из крана пропадает холодная вода, потому что магистраль не выдержала 25-градусного мороза и лопнула, как и надежды на светлое коммунальное будущее.
Можно сколько угодно говорить, что очередное повышение скажется на качестве услуг в лучшую сторону, что миллионные инвестиции в МУПы принесут свои плоды, но для достижения результатов необходима обоюдная ответственность: горожане платят, чиновники обязуются выполнять работы. Однако все происходит как-то однобоко.
— Ответственности за создание и выполнение инвестиционных программ на себя никто не взял, — подводит итог разговору Сергей Ситников, — потому что говорить об ответственности можно будет лишь в будущем, в перспективе, когда все станет на свои места и будет ясно, так ли уж нужно было это повышение. Я думаю, что к тому времени отвечать за сегодняшнее решение будет уже некому. И те люди, которые сейчас нас склоняли к принятию этого решения, не будут находиться на своих местах. Поэтому, и ответственности никто нести не будет.